Организация, разъединяющая государства...

В Софии 6—7 декабря состоялась сессия министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Выступивший на ней глава белорусского внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов констатировал, что ОБСЕ на протяжении уже многих лет «продолжает пребывать в состоянии глубокого, системного, функционального и, если хотите, мировоззренческого кризиса. Она так и не сумела пока адаптироваться к новым реалиям современного мира».
В Софии 6—7 декабря состоялась сессия министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Выступивший на ней глава белорусского внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов констатировал, что ОБСЕ на протяжении уже многих лет «продолжает пребывать в состоянии глубокого, системного, функционального и, если хотите, мировоззренческого кризиса. Она так и не сумела пока адаптироваться к новым реалиям современного мира». Мы уже не раз обращались к проблемам этой организации, созданной в разгар «холодной войны», которая, как коллективный орган (а ныне в нее входят 55 государств Европы, Азии и Северной Америки), должна была способствовать упрочению мира, развитию сотрудничества между Востоком и Западом. После распада СССР и Организации Варшавского договора именно на базе ОБСЕ предполагалось создать новую конструкцию европейской безопасности, которая была бы «способна адекватно реагировать на угрозы и вызовы XXI века». Увы, уже к середине 90-х годов стало ясно, что ОБСЕ не только стремительно отходит от своего первоначального предназначения, но и явно не способствует созданию более благоприятной обстановки в мире, основанной на равноправии, уважении интересов друг друга. Лишившись сначала экономической «корзины», которая полностью перешла в распоряжение Евросоюза, затем возможности отвечать за безопасность в Европе (НАТО, даже не поставив организацию в известность, начало бомбардировку Югославии), бюрократические структуры ОБСЕ, чтобы уцелеть, вцепились в последнюю гуманитарную «корзину». Вся деятельность ОБСЕ свелась к так называемому мониторингу политической ситуации в странах бывшего Союза и Югославии, хотя проблемы, существующие в них, в той или иной мере свойственны и другим странам Европы, Америки, тем же США. Например, в этом году, чтобы хоть немного поддержать катастрофически упавший авторитет ОБСЕ, администрация Буша пригласила ее представителей наблюдать за президентскими выборами. И хотя даже американская пресса и наблюдатели отмечали многотысячные серьезные нарушения в процессе их проведения, «благодарные» наблюдатели ОБСЕ сочли выборы, конечно же, состоявшимися и «безусловно успешными». Зато итоги выборов и референдума в Чечне, Беларуси и Украине эти же наблюдатели уже априори ставили под сомнение. Официальные структуры не успевали подвести окончательные итоги и объявить результаты, а «эксперты» ОБСЕ уже объявляли их несостоявшимися, незаконными. Зато опять же законными они объявили последние выборы, состоявшиеся в крае Косово, где к избирательным урнам не были допущены десятки тысяч сербов, изгнанных из родных мест. И, конечно же, законными и «весьма успешными» сочли итоги президентских выборов в оккупированном иностранными войсками Афганистане и, нет сомнения, признают их в Ираке, находящемся в таком же положении. Приверженность ОБСЕ к двойным стандартам, похоже, приведет к тому, что этих так называемых ее наблюдателей попросту не будут приглашать на такого рода важные общенациональные мероприятия, как выборы, чтобы они не вносили разлада и вражды в общественное сознание. И это было бы справедливо. Потому что в том, что происходило в последний месяц в Украине, что спровоцировало гражданское неповиновение в этой стране и едва не привело к столкновению между людьми, есть вина и наблюдателей ОБСЕ, которые поспешили обнародовать свои тенденциозные вердикты. Не случайно среди тех, кто прилетал в Киев расхлебывать эту украинскую кашу, а может, окончательно «продавить» угодное Западу решение, были не только президенты Польши и Литвы Квасьневский и Адамкус, бывший «бомбист» Югославии, а ныне верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, но и генеральный секретарь ОБСЕ Ежи Кубиш. События в Украине еще раз продемонстрировали, что ОБСЕ уже открыто играет подстрекательскую, провокационную роль, которая явно не способствует своему первоначальному предназначению – укреплению безопасности и сотрудничества в Европе. Утрачивая доверие людей, ОБСЕ перестает быть форумом, объединяющим государства и народы, а, наоборот, начинает работать на их разъединение. Потому ее особенно не волнует нынешнее положение национальных меньшинств, т.е. так называемых русскоязычных в Латвии и Эстонии, где четверть населения находится в положении граждан второго сорта и они не могут реализовать свои гражданские права, где существуют запреты на профессии. И тем не менее, чтобы принять эти страны в ЕС и НАТО, ОБСЕ закрыло на все эти преступные действия властей глаза и отозвала из Прибалтики свои полевые миссии. ОБСЕ содействует тому, что под надуманными предлогами бесконечно откладывается введение в действие ключевого для стабильности и безопасности Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанного в 1999 году, ратифицированного только Беларусью, Казахстаном, Украиной, Россией, но не западными странами. Пользуясь этим, республики Прибалтики «незаметно» превращаются в «черную дыру», где возникают военные базы, накапливается оружие, готовое взорвать мир. Не решая серьезных проблем региона, ОБСЕ колоссальные ресурсы и бюджет (десять процентов в котором составляет вклад России) тратит на свои бюрократические структуры и полевые миссии. Не случайно постсоветские государства, в свое время автоматически ставшие членами ОБСЕ, в последние годы задаются вполне резонным вопросом: «А зачем нам эта организация, существующая на наши взносы, нужна? Если она только и способна вмешиваться в наши внутренние дела, подрывать доверие к законно избранной власти, сеять смуту в обществе?!» Состоявшееся в Софии заседание Совета министров иностранных дел государств—участников ОБСЕ подняло все эти проблемы и констатировало серьезный кризис организации. Принятое рядом стран СНГ, в том числе и Беларусью, 15 декабря 2004 года в Астане обращение начать реформирование организации, «чтобы через конструктивные изменения сделать ОБСЕ действительно эффективной, отвечающей интересам всех ее участников», к сожалению, не было услышано. Выступивший на том заседании глава МИДа Беларуси Сергей Мартынов дал еще раз понять присутствующим, что независимые государства не намерены и впредь мириться с «мягкотелой, аморфной структурой», в которую превратилась ОБСЕ, роль которой сегодня сводится только к тому, чтобы «отрабатывать» политические решения, уже выработанные другими институтами».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter