Ордена и чувства проверяются временем

.
...На эту медаль можно смотреть долго. По многим причинам. Во-первых, потому, что ею еще никого не наградили. Во-вторых, потому, что это первая медаль Беларуси, посвященная Великой Отечественной. Страна, больше других пострадавшая от войны, так и не обзавелась наградами за оборону или освобождение своих городов. На моей ладони лежит первый экземпляр только что отчеканенной медали "60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков". Совсем скоро, буквально через несколько дней, она украсит и кителя ветеранов, и гимнастерки молодых поисковиков, до сих пор восстанавливающих забытые имена в далекой военной летописи. Медаль эта, конечно, не боевая - юбилейная. Но для всех тех, кто освобождал эту землю, не менее символичная, чем награды, полученные много десятилетий назад.

В ряду государственных наград Беларуси стало на одну больше. Нынешняя медаль - самая массовая за всю историю наградной системы нашей страны. Ее получат около 110 тысяч человек.

"Сермяжный" подвиг

Подробно изучить государственные награды Республики Беларусь можно несколькими способами. Первый - отыскать кого-либо из сограждан, отмеченных высокими наградами страны. Второй - проштудировать Интернет-ресурсы этих самых наград. Третий - самый сложный, но самый достойный способ: стать законным обладателем высших государственных наград страны. Правда, не обессудьте, если для достижения цели понадобится целая жизнь. Впрочем, есть и еще один способ: отправиться вместе с корреспондентами "СБ" в Гомельское ПО "Кристалл", точнее, на его филиал "Завод Ювелир", который изготавливает госнаграды.

Больше способов нет. Вы не найдете наград Республики Беларусь ни в скупках, ни на фалеристических развалах. Их там не бывает. Во-первых, потому, что их немного, а во-вторых - ими награждены люди действительно достойные. Попадание государственных наград на "черный" рынок исключено. Тем более что коллекционирование действующих государственных орденов и медалей страны запрещено законом.

Прежде чем углубиться в ювелирные тонкости создания высших наград государства, позвольте небольшую историческую ретроспективу. Благо она не слишком длинна - официальная летопись белорусской наградной системы ведется с 1995 года, когда был принят Закон "О государственных наградах Республики Беларусь".

- В какой-то момент мы остались практически без собственной наградной системы, - рассказывает Владимир Шоков, член Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь, председатель Минской организации ветеранов войны в Афганистане "Память", эксперт-фалерист. - Была создана рабочая группа, перед которой поставили задачу: "упорядочить наградную систему страны, привести ее в соответствие с национальным менталитетом и историко-культурными ценностями белорусского народа". Первое, что было тогда решено: мы воевать не собираемся, потому наградная система у нас мирная: за трудовые заслуги, общественную деятельность. Впрочем, и армия, и силовые структуры тоже не остались без внимания. Здесь решено было сохранить некую преемственность: большинство военных наград было адаптировано из старой, советской наградной системы. Как, например, медаль "За отвагу". Ведь этой медалью награждались еще за бои на Хасане и Халхин-Голе, на Курской дуге, под Берлином и в Афганистане. В Беларуси есть немало семей, в которых хранится несколько таких медалей: деда, отца, сына. Разве можно было от нее отказаться? Это медаль за личный подвиг. И тут не должно быть разночтений. Отвага - она должна быть одинаковой: у деда, сына, внука. Она должна быть одного "цвета". Не скрою, мы пытались разработать и другие эскизы этой медали. Но все они были слишком бледными против этого простого танка и летящих самолетов - рисунка со старой медали. Только надпись заменили на белорусскую. Остальное решили оставить без изменений. Ведь сегодня в орденской колодке каждый без труда узнает эту серую ленту - ленту медали "За отвагу". Простую, символизирующую такой же, если хотите - сермяжный, тяжелый ратный подвиг...

Самая высшая награда страны - звание Героя Беларуси - тоже адаптирована из старой наградной системы. Наша звезда немногим отличается от советской: в колодку добавлена зеленая полоса, а лучи у пятиконечной звезды более объемные - четырехгранные. За 9 лет своего существования Звезда Героя вручалась 5 раз. Два героя страны были удостоены этого звания посмертно: летчик Владимир Карват, который отвел горящий самолет от деревни, спас людей, а сам не успел катапультироваться, и председатель Гродненского облисполкома Александр Дубко. Также звания Героя Беларуси были удостоены директор совхоза "Снов" Михаил Карчмит, председатель сельскохозяйственного предприятия "Октябрь" Виталий Кремко и директор Белорусского автозавода Павел Мариев. В отличие от аналогичной советской награды, звание Героя в нашей стране присуждается и за трудовой, и за ратный подвиг. И еще - стать Героем Беларуси можно только единожды.

Сейчас в наградной системе страны существует 8 государственных орденов. Следуя старинным традициям, степень в орденах - как пьедестал в спорте, первая - самая высшая. Степенных орденов в Беларуси два: орден Отечества и "За службу Родине". Полный кавалер ордена Отечества по статусу приравнивается к Герою Беларуси. Правда, до сих пор ордена Отечества I степени еще никто не был удостоен.

Одной из высочайших наград страны в гуманитарной сфере, будь то благотворительность, культурная или общественная деятельность, считается орден Франциска Скорины. Сейчас им награждено около 80 человек. Прообразом белорусского ордена Почета стал советский "Знак Почета". Только наш орден, в отличие от предшественника, не может присуждаться предприятиям и трудовым коллективам - только людям. 28 белорусов награждены орденом "За личное мужество".

Есть в наградном ряду Беларуси и совершенно особый, непохожий на остальные орден - орден Дружбы народов. Вручают его только за достижения в международном сотрудничестве, а носится он на шее, на голубой муаровой ленте. Впрочем, это самый "молодой" белорусский орден - учрежден в 2002 году. Пока его удостоены всего 5 человек.

Самым же массовым из орденского ряда считается орден Матери. Он присуждается женщинам, родившим или официально усыновившим и воспитывающим пятерых и более детей. Сейчас им награждено около 4 тысяч человек. Здесь, конечно, очевидна аналогия с советским орденом, вот только демографическая ситуация в стране внесла свои коррективы: в Советском Союзе орден "Материнская слава" III степени присуждался многодетным матерям, воспитывающим 7 и более детей. Звания же "Мать-героиня" удостаивались те женщины, кто стал мамой 10 раз.

Секреты "Ювелира"

От момента, когда художник нарисует будущий орден, до того, как он заслуженно засверкает на чьей-либо груди, проходит немало времени. Проекты будущих орденов проходят самый придирчивый отбор. У каждого осталось по десятку прообразов, так и не воплощенных даже в пробной отливке. Самый первый орден - всегда ручной работы. На его основании делают оснастку, которая потом позволит штамповать изделие. Впрочем, несмотря на немного пренебрежительное название операции, она поистине ювелирная.

- Наша задача - сделать оснастку максимально тонкой, - рассказывает директор "Завода Ювелир" Гомельского ПО "Кристалл" Анатолий Голисев. - Орден ведь - сложная конструкция. Куда сложнее, чем иное ювелирное украшение: сколько линий, переходов, плоскостей. Все необходимо отлить безукоризненно, чтобы все грани по-настоящему играли. Должно оставаться определенное впечатление, какая-то торжественность, что ли... А это по-настоящему ювелирная работа.

Сам же "пробник" - орден ручной работы, после того как будет готова необходимая оснастка, отправится на переплавку. Правда, эта процедура происходит без посторонних глаз: нам ее увидеть не удалось. А вот как из обычной серебряной пластины получается государственная награда - видели. Между собой ювелиры называют метод изготовления орденов "штамповкой". Но я бы так не сказала. Потому как операция все равно штучная. Тем более что орденов вообще много не бывает. Иных - один-два за год сделают, других - чуть больше десятка. И даже то, что чеканится штампами, потом тщательно обрабатывается, "доводится до ума" искусными руками ювелира. Сборка деталей ордена - тоже ручная работа. Равно как и работа с эмалями: практически на всех государственных наградах, что делаются на "Ювелире", используются горячие многоцветные эмали.

После ручной шлифовки и сборки готовый, но пока еще тусклый и невзрачный орден отправляется на участок гальваники. Здесь делают специальную посевацию - обработку, после которой серебро не будет тускнеть. Наконец, готовый орден соединяют с колодкой, на которой уже закреплена муаровая лента. Вот и все. Награда может отправляться к герою. Казалось бы - все просто. Но контрольный срок, в течение которого изготавливается орден, - неделя. При условии, конечно, что вся оснастка под рукой.

- Мы не штампуем ордена каждый день! - директор "Ювелира" явно рассержен - его предприятие пытаются уличить в нерасторопности. - Это редкая работа.

Впрочем, походив несколько часов по заводу, понимаешь, что неспешность и основательность - особенность работы на ювелирном производстве. Каждая дверь здесь опечатана. Открыть ее может только тот, кто несет персональную ответственность. Чтобы своими глазами увидеть сборку ордена (она осуществляется на трех участках), больше, чем работу, приходится изучать коридоры: ждем, пока отыщут ответственное лицо, откроют нужную дверь. Да и с участка на участок заготовки переносят только после взвешивания и составления описи. А каждое 1-е и 2-е число месяца на заводе проходит всеобщая опись: работа останавливается, все занимаются учетом ценностей, которые сейчас находятся в работе. Что поделать: драгметаллы. До недавних пор, говорят, на подобных предприятиях, вообще действовал "голевой" режим. Чтобы попасть на рабочее место, надо было нагишом, без личных вещей пройти в раздевалку, где находилась рабочая одежда. Сейчас надобности в подобной строгости нет: на выходе стоят специальные устройства.

Язык ленты

Соблюдать ранжир, предписанный наградным статутом, - весьма сложная наука. Существуют строгие, хранимые столетиями, правила ношения орденов. Впрочем, несмотря на всю традиционность, нынче они куда демократичнее, чем прежде. При Петре I, к примеру, высочайший орден Российской империи - орден Андрея Первозванного - предписывалось носить только на специальной, сшитой для ордена униформе, в которой даже рейтузы должны были строго соответствовать протоколу. А после, через 100 лет, орден стал обязательным к ношению даже на домашней одежде.

Нынче строго соблюдаются только правила по месторасположению орденов. Полную наградную выкладку принято надевать только на праздники, торжественные мероприятия, приемы и парады. Здесь требования одинаковы - будь то герои войны или современные орденоносцы: ордена и медали должны располагаться на левой стороне кителя или пиджака, а нагрудные знаки к почетным званиям - на правой. Древнее геральдическое правило, признающее более почетной левую, "сердечную" сторону. В орденском ряду верхнее место могут занимать только звезда Героя и орден Матери. Уже под ними, но выше всех остальных, могут располагаться ордена-"крабы" (так в просторечии называют ордена без колодки): "За службу Родине" трех степеней.

В повседневной жизни наградной "иконостас" заменяют орденские планки. Для орденских лент тоже существует свой порядок. Сначала идут ордена Беларуси, потом - СССР, потом медали и памятные медали, потом - награды других государств. Все награды СССР в Беларуси признаны, все привилегии, которые они дают, - сохранены.

У каждого ордена и медали своя, только ему присущая, лента. Разобраться в них - целая наука.

- Для человека сведущего лента - условный знак, - Владимир Шоков "читает" ленты на собственной, весьма внушительной, орденской планке. - Могу вам это сказать как автор медали "10 лет вывода войск из Афганистана". На ней - утилитарное в какой-то мере изображение: афганские горы, солдат, офицер, вертолеты. А вот на ленте две полосы: голубая - небо над Афганом. Оно там особенно голубое. Сколько ребят видели этот цвет последним, перед смертью... Рядом - триколор афганского флага: черная, красная и зеленая полосы. Все, кто был в Афгане, это узнают без объяснений...

Из одного металла льют...

Все ордена нашей страны изготовлены с использованием драгметаллов. В одних - больше, в других - меньше. Так, в ордене Матери - самом массовом из орденского ряда - используется лишь серебряное напыление. Зато Звезда Героя Беларуси выполняется только из золота 585-й пробы. В основном же ордена изготавливаются из серебра с использованием золотого напыления. Чем выше орденская степень, тем больше в ордене использовано золота. Орден весит от 30 до 50 граммов.

Что же касается форм, то здесь ничего изобретать не стали: основная, как и прежде, - звезда. Разница только в количестве лучей: четырех-, пяти- или восьмиконечная, но всегда - звезда. Единственное исключение: крест ордена "За личное мужество". Правда, он тоже вписан в звезду. Совсем другое дело - колодка. Здесь сразу можно гражданский орден от "служивого" отличить. Скажем, орден Франциска Скорины, который изначально задумывался как культурная, светская награда, имеет колодку семиугольной формы. Такая не любит соседства, из ряда всегда выбивается. А вот ордена и медали, предназначенные для военных, в колодке имеют не больше пяти граней: чтобы награды одна другой не мешали.

- Орден Франциска Скорины - второй орден Беларуси, который мы изготовили, - продолжает экскурсию по ювелирному производству Анатолий Голисев. - Его, пожалуй, можно назвать одной из популярнейших интернациональных наград: делали мы его и для Пахмутовой, и для Лужкова, и для Пьера Кардена. А за N 1 - для художника Михаила Савицкого.

Когда орден согласован и поставлен на поток, работать с ним уже несложно. Мастера-медальеры признаются, что самый волнительный момент - когда делается первый орден в ряду, тот, которому еще предстоит пройти все согласования. В специальном сейфе, напоминающем автоматическую камеру хранения, на "Ювелире" находится коробка с эталонами. Это - первый орден, выпущенный серийно. На его паспарту стоит восемь утверждающих виз: от Президента и Премьер-министра страны до директора и главного инженера завода-изготовителя.

Сейчас белорусские ордена "льются" из драгоценных металлов, но от инкрустации драгоценными камнями пришлось отказаться

: - Мы, как ограночное предприятие с 30-летней историей, предлагали использовать в госнаградах и драгоценные камни, - рассказывает Голисев, - но слишком уж дорогая это идея. Была даже изготовлена пробная Звезда Героя Белоруссии, в которой между лучами стояли вставки - стрелы из рубина. Но позже было решено сделать звезду более простой: со вставками она была, по сути, десятиконечной.

Скептики, быть может, уже припомнили в этой связи усыпанные бриллиантами звезды - награды Российской империи. Но даже тогда ордена с драгметаллами полагалось носить только нобилитету - высшему чиновничеству и генералам. Да и орден-то прежде каждый сам себе делал. Да-да, именно так. Удостаивая награды, государство, по сути, только давало право ее носить. А уж решить, какой она будет, и заказать ювелиру предстояло самому хозяину. Существовали даже парадная и простая версии одного ордена - для богатых и для бедных. Исключение составляли только Георгиевские кресты и орден Святого Георгия - их присуждали за подвиг и отливали за казенный счет. Остальные государственные награды в Российской империи были по-настоящему дорогим удовольствием, даже не принимая во внимание работу ювелира. За честь стать орденоносцем необходимо было уплатить налог в Капитул - ведомство, ведавшее награждением орденами. Эти деньги направлялись на благотворительность.

Нельзя сказать, что у нас слишком много наград. Но в емкости им не откажешь. Правда, не раз доводилось слышать от военных, что наградной ряд, хотя бы за заслуги и выслугу, мог бы быть шире. Зато у такой "медали" есть и другая сторона. (Кстати, если уж ловить крылатое выражение на слове: у белорусских медалей оборотная сторона не пустая. На ней, как правило, ставится символ награды или ее название. - С.Л.) При подобной штучности нашим государственным наградам девальвация не грозит. Они были, есть и будут высочайшим символом признательности страны своим гражданам. Самым достойным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter