Рассказы о людях в погонах, награжденных за спецоперации в мирное время

Орден весомее пули

Живой легендой называют в 3–й отдельной бригаде специального назначения внутренних войск (в/ч 3214) полковника запаса, обладателя крапового берета Виктора Палея.
Словосочетание «живая легенда» настолько затерто в сотнях пафосных публикаций о заслуженных и авторитетных офицерах спецподразделений, что мы, журналисты «Спецназа», дабы не казаться банальными, стараемся этого клише избегать. Впрочем, сегодня сделаем исключение. Ведь именно живой легендой называют в 3–й отдельной бригаде специального назначения внутренних войск (в/ч 3214) полковника запаса, обладателя крапового берета Виктора Палея. И именно в рубрике «Боевая награда», рассказывающей, напомним, о людях в погонах, награжденных за спецоперации в мирное время, рассказу о Викторе Владимировиче, его прошлом и настоящем — самое место.

Виктор Палей

Ныне Виктор Палей трудится на должности заместителя генерального директора Национального аэропорта «Минск» по общим вопросам и работе с персоналом. Во время нашего с ним разговора у собеседника не умолкал телефон. Однако и в этом круговороте дел Виктор Владимирович помог мне, словно перемотав кинопленку назад, перенестись в 80 — 90–е годы.

Виктор Палей — в числе первых в Беларуси «краповиков»Все началось с юношеской мечты стать офицером. Получив направление от местного военкомата, паренек из Полоцка поступает в Саратовское высшее военное командное Краснознаменное училище имени Ф.Э.Дзержинского МВД СССР. Годы учебы в тихом провинциальном городе на Волге запомнились не только романтикой курсантской жизни, но и полевыми выходами, а еще — боевыми заданиями по обеспечению охраны общественного порядка в «горячих точках» Советского Союза. Именно в Ереване, Баку, Фергане, Абхазии под аккомпанемент автоматных очередей и разрывов гранат Виктор Палей получил те опыт и закалку, которые оказались полезнее учебы в тихих классах.

1991 год. После окончания училища с отличием Виктора распределяют в Минск, где он попадает в 9–ю роту в/ч 3214 (тогда — 362–й оперативный полк). Таким наставникам, как у молодого офицера Палея, многие коллеги позавидуют! Командир роты — нынешний командующий внутренними войсками генерал–майор Юрий Караев. Командиры отдельной учебной роты специального назначения — Виктор Зураев (ныне — полковник, командир СПБТ «Алмаз»). Молодой лейтенант приходил в спортгородок части, смотрел, как тренируются парни из роты спецназа, восхищался, немного завидовал и делал все, чтобы быть достойным службы в элитных отрядах.

...После распада СССР во внутренних войсках уже суверенной Беларуси произошла реорганизация. В частности, на базе роты было принято решение сформировать батальон. Юрий Караев стал командиром 1–й роты спецназа, а Виктор Палей был назначен в ней командиром 2–го взвода. Начались боевые будни.

Дмитрий Павличенко (первый в строю) помог «Спецназу» в подготовке этого материала. Спасибо!Молодым командирам, как и другим бойцам, пришло время доказывать свою профессиональную причастность к элите спецназа — сдавать квалификационные испытания на право ношения крапового берета. Ранее сдачи проходили в Москве, но после распада Союза военнослужащие решили организовать свою первую сдачу в составе батальона. И это удалось в мае 1993–го. На последнем этапе испытаний в составе одной из троек бежали комроты Юрий Караев, командиры взводов Виктор Палей и Алексей Шабуневич.

Виктор Палей вспоминает, что у офицеров мотивация при сдаче просто зашкаливала: недопустимо было совершить любую ошибку, поддаться на малейший порыв слабости или неуверенности, потерпеть неудачу и увидеть, как «краповиками» становятся подчиненные. Если бы кто–то из троих отстал, тогда из борьбы выбывала бы вся тройка кандидатов. Так что командиры поставили себе окончательную цель: сдать на берет, чего бы это не стоило! И все получилось с первого раза. Конечно, сейчас легко вспоминать, как это было, но тогда фактически отсутствовало материальное обеспечение спецназовцев, для защиты во время боев использовали тяжелые «сферы», поэтому удар в голову откликался глухим эхом. Да даже боксерские перчатки являлись большим дефицитом! Виктор Палей помнит, что на одну из первых сдач пришлось добираться на дизель–поезде, а потом идти километров пять, но энтузиазм романтиков спецназа победил все трудности.

...Шло время, Виктор Палей стал заместителем командира роты, служил в управлении батальона, а после передислокации части в столичный микрорайон Уручье возглавил 5–ю роту спецназначения 2–го батальона в/ч 3214. Затем Палей вернулся в отличавшийся славными боевыми традициями 1–й батальон и стал командиром 2–й роты. К слову, командиром 1–й роты в то время был Дмитрий Павличенко — будущий комбриг «тридцатьдвойки», нынешний руководитель Белорусской Ассоциации ветеранов подразделений специального назначения войск МВД «Честь». А тогда, в криминогенные 90–е, жизнь молодых офицеров заполняли командировки, полевые выходы, стрельбы, суровая боевая учеба и подготовка...


После награждения орденом «За личное мужество».

Когда в 99–м Юрий Караев переводился из бригады спецназа в связи с назначением на вышестоящую должность, Виктор Палей, сменив его, принял командование 2–м батальоном специального назначения.

В том же году комбат с подчиненными оказался в Орше. Цель командировки — помощь местной милиции в охране общественного порядка. 6 октября около полуночи к одному из нарядов милиции обратились местные жители и сообщили, что на улице Ленина их избили двое неизвестных. Майор Палей вместе с сотрудниками ГОВД и своими офицерами направился на поиски.


С коллегами из ОМОНа.

На одной из улиц увидели мужчин, похожих по приметам, те же, увидев милицейский «уазик», насторожились. Милиционеры остановили машину. Один из подозреваемых начал убегать, второму преградили путь.

Палей бросился в погоню. По пути увидел людей в милицейской форме, окликнул, чтобы помогли задержать молодого человека, забежавшего в арку, и вдруг почувствовал толчок в тело. В тот момент, продолжая преследование, майор еще не понял, что в него из пистолета с глушителем выстрелил главарь банды Буханов, который был переодет в милиционера. Спустя короткое время Палей оказался в темном дворе и остановился. Тут же незнакомец в форме приблизился к нему и выстрелил в упор. К счастью, пуля попала только в руку и ранение не оказалось смертельным. У майора Палея не было при себе оружия, но сзади уже спешили на помощь спецназовцы и сотрудники милиции... Вызвали скорую помощь. По еще одной счастливой случайности медицинская карета проезжала неподалеку, врачи быстро доставили майора в больницу. Командира взвода ППСМ Оршанского ГОВД Олега Милосердного бандиты тоже успели дважды ранить. К счастью, сержант милиции выжил.


Блокпост. Фергана. Курсант Палей (слева) готов к бою.

У преступника, задержанного в самом начале операции, изъяли боевую гранату Ф–1 и пистолет калибра 7,65 мм с 11 патронами. Позже выяснилось, что нападавшие были из банды Буханова. Установили более 100 потерпевших от их действий. Среди доказанных эпизодов — 4 убийства. Бандиты останавливали автобусы с «челноками», грабили. Но аппетит приходит во время еды. Один из «мафиози» работал в налоговой инспекции, знал богатых людей в городе, наводил на них сообщников. Предпринимателей, которых грабили, не оставляли в живых.

Так и в ночь нападения на милиционеров бандиты привезли на кладбище местного жителя, пытали, узнавая, где его деньги. Когда жертва проговорилась, что дома, «гангстеры» поехали к его жене за деньгами, требовали, чтобы открыла дверь, но женщина не впустила незнакомцев. Тогда налетчики разделились на две группы и разошлись. Одну группу встретили милиционеры, а на другую натолкнулись случайно, когда задерживали убегавшего подозреваемого.


«Краповик» Алексей Шабуневич — один из братьев по оружию.

Главаря банды Буханова, стрелявшего в майора Палея, позднее задержали в Орше. Суд приговорил его к высшей мере наказания.

Более полугода после ранения Виктор лечился в Минске. Сейчас уверен: если бы не было физической, моральной, психологической подготовки, пройденной в спецназе, не смог бы ни выкарабкаться, ни полностью восстановиться.


В бригаде спецназа учат четко видеть цель.

Вспоминая тот случай, Виктор Владимирович не сомневается: действовать по–другому не мог. Понимал потом, что судьба дала еще одну возможность жить. «Всегда учил бойцов предвидеть обстановку, но существуют непредвиденные обстоятельства. Важно научиться противостоять им, преодолевать, — делится опытом Палей. — Когда возникает опасность для окружающих, важно не бояться ее, своими действиями минимизировать ее для других, если нужно, жертвовать собой». За умелые действия Виктор Палей награжден орденом «За личное мужество», который в 2000 году ему вручал Президент.


Одна из редких у спецназовцев минут отдыха.


Краповое братство: плечом к плечу.

После реабилитации Виктор Владимирович перешел на службу в главное управление командующего внутренними войсками, стал начальником разведки войск. В 2000–м перевелся в управление по координации деятельности специальных подразделений МВД. Позднее работал в главном управлении охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД. В 2011 году с должности заместителя начальника управления охраны правопорядка полковник Виктор Палей ушел в отставку.

Виктор Палей

...Всякий раз по пути на работу в аэропорт мимо Уручья, где дислоцируется родная «тридцатьдвойка», Виктор Владимирович осознает: часть его души — в бригаде спецназа. Знает, что там ему всегда будут рады. И что это чувство взаимно.

Фото из архива Виктора Палея
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter