1 марта 25-летие отметит 52-й отдельный специализированный поисковый батальон

Орден, обрывки писем, флакончик духов

На фото, которое показал мне археолог специализированной поисковой роты Вадим Томилин, — солдатский сапог 42-го размера, а рядом — детский. Их нашли в захоронении под Слонимом: тогда гитлеровцы расстреляли 64 человека, среди них были красноармейцы с семьями… За четверть века у 52-го отдельного специализированного батальона — единственной в стране воинской части, которая проводит полевые поисковые работы, — таких скорбных находок десятки тысяч.

Воины-поисковики на раскопках.

С 1995 года батальоном многое сделано по сохранению памяти павших в годы войны. Найдены и переданы для перезахоронения останки более 34.000 погибших во время Великой Отечественной войны, свыше 4000 — Первой мировой, 45 — войны 1812 года…

В лесу у деревни Давыдовичи Калинковичского района, где в 1943 — 1944 годах шли бои, несколько лет назад найден орден Александра Невского, а позже и останки того, кому он принадлежит. По данным Центрального архива Минобороны России, орденом в ноябре 1943-го приказом командующего войсками 65-й армии Белорусского фронта награжден командир минометной роты 237-го стрелкового полка 69-й Краснознаменной Севской стрелковой дивизии Иван Викторенко, украинец.

Из наградного листа следует, что в районе деревни Житцы Лоевского района минометная рота Викторенко успешно форсировала Днепр. «Благодаря четкому руководству вся минометная рота, матчасть и боеприпасы быстро и без потерь переправлены на правый берег. Заняв огневую позицию, обеспечил умелое ведение огня по огневым точкам противника, тем самым обеспечил продвижение пехоты. При отражении контратаки пр-ка огнем минометов беспощадно уничтожал гитлеровцев и обеспечил успешное отражение контратаки. В боях ведет себя хладнокровно и четко руководит подразделением…»

Александр Трубеко (слева) и Сергей Воронович.
Фото Алексея Вязмитинова.

Спустя месяц после награждения старший лейтенант погиб в двух километрах от д. Давыдовичи. В этом районе в конце 1943-го — начале 1944-го были захоронены военнослужащие 69-й и 75-й гвардейской стрелковых дивизий, участвовавших в Гомельско-Речицкой и Калинковичско-Мозырской наступательных операциях. Когда же стали искать родственников Викторенко, чтобы отдать награду, оказалось, что погибший — дядя Героя Советского Союза, космонавта 1-го класса, летчика-испытателя 3-го класса Александра Викторенко, совершившего четыре полета в космос.

Найденные медальоны, награды, оружие, обрывки писем и другие предметы — словно ниточка, помогающая установить связь с прошлым. О том, что один из 11 солдат, чьи останки в мае прошлого года обнаружили в Славгородском районе Могилевщины, это пропавший без вести осенью 1941-го рядовой Нурмухамед Магдеев, помогли узнать фрагменты удостоверения Осоавиахима «Ворошиловский стрелок»… В прошлом году вернулся домой и похоронен рядом с близкими уроженец деревни Красавичи Климовичского района Семен Дрищенко, стрелок погиб в июле 1941-го, защищая Могилев.

Сейчас в Беларуси более 7800 воинских захоронений, рассказывает начальник управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны Вооруженных Сил Сергей Воронович: «Каждый год мы устанавливаем по 50 — 70 неучтенных воинских захоронений. В прошлом году обнаружили останки 1214 узников Брестского гетто. В 2016-м завершили раскопки немецкого лагеря для военнопленных в Гродно, там извлечены останки 5436 человек». Погибших находят и вместе с военной техникой. К примеру, в 2018-м из болота под Ивацевичами вместе с фрагментами самолета, бомбившего вражеские танковые колонны 24 июня 1941-го, достали останки летчика.

Среди первых находок батальона — стальные нагрудники — первые бронежилеты, ими вооружались штурмовые инженерные части, говорит археолог Томилин: «На месте боев 1941-го в Бобруйском районе нашли воинское захоронение, среди останков погибших обнаружили патроны, обувь, ремни и стеклянную флягу с водой. Еще одна уникальная находка — флакончик духов, сохранившийся у одной из санитарок, убитых фашистами в 1941-м под Слонимом».


В специализированном поисковом батальоне — военнослужащие срочной и контрактной службы, гражданские люди. Отбор кандидатов, по словам комбата Александра Трубеко, строгий. В приоритете молодежь с историческим образованием, физически крепкая и морально устойчивая. Будущих поисковиков обучают по особой программе, с поисковой и военно-исторической подготовкой. На занятиях, кроме прочего, парни осваивают археологический бур, щуп, металлодетекторы, миноискатели, приборы спутниковой навигации, цифровые фотокамеры, методику поиска захоронений, порядок действий при извлечении останков погибших и при обнаружении взрывоопасных предметов и т.д. 
  
…Понадобятся годы, чтобы похоронить последнего солдата той войны. А значит, не только нынешним бойцам 52-го батальона, но и их детям и внукам предстоит искать и возвращать имена погибшим. Возвращать память, которая так нужна ныне живущим, — чтобы усвоить уроки прошлого.
За 25 лет поисков в полях и архивах установлены сведения о 3500 погибших, найдено 76 наград, 868 медальонов и более 23.000 других предметов и реликвий. Вообще, красноармейцы с неохотой заполняли так называемые смертные медальоны, считали плохой приметой, найти такой с именем — большая удача. А вот личные вещи старались подписывать.

Фото предоставлены 52-м поисковым батальоном.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter