О сфере управления

Опыт – дело наживное

Сейчас у нас фактически завершает работу и уходит из вертикали управления поколение руководителей, родившихся в середине прошлого века. На смену приходят молодые люди в возрасте 30 лет, а то и моложе. Это закономерный и естественный процесс. Вместе с тем в отдельных производственных коллективах, госорганах далеко не все из управленцев обладают теми особыми качествами, которые в обществе связывают с должностью руководителя. И надежда на то, что они будут быстро учиться и осваивать науку управления на ходу, с колес, нередко не оправдывается на практике. Неудача же в должности руководителя зачастую становится и личной драмой в жизни человека.


Сегодня в изменении нуждается сам подход в выдвижении специалистов на руководящие должности. Профессионализм в сфере управления — это в первую очередь совокупность знаний, умений и опыта работника, применимых к конкретной должности. В этой области со времени обретения нашей страной суверенитета сделано немало, и принятые своевременно меры позволили в кратчайшие сроки решить сложные управленческие задачи, наладить поступательное развитие государства. Однако пришел момент, когда в управлении требуется переход на качественно новый уровень.


Государственные органы и предпринимательские структуры нуждаются в немногочисленном, но эффективно и профессионально работающем аппарате управления. И здесь как никогда актуальна помощь научных коллективов, занимающихся изучением и осмыслением процесса профессионализации управленческого труда. К сожалению, разработок, которые могли бы быть использованы на практике, почти нет, а если и есть, то настолько затеоретизированы, что неинтересны руководителям, принимающим решения. Научно обоснованный подход позволит привести образовательные программы в соответствие с запросами практики, спланировать подготовку управленческих кадров, организовать систему действенного комплексного отбора наиболее квалифицированных специалистов с потенциалом руководителя. Пока же в силу ряда обстоятельств ситуация с профессиональной ориентацией способной молодежи на работу в государственных органах власти (и в целом, и на конкретные должности) осложнена, практически отсутствует эффективная система взаимодействия с будущими управленцами. А ведь сегодня ставится задача обеспечить как можно более точное совпадение актуальных, т.е. проявленных, а по возможности и потенциальных, скрытых способностей работника и конкретных квалификационных требований профессии или должности.


Вообще, профессиональный отбор — один из способов изменения качественного кадрового состава любой структуры, важнейший фактор повышения эффективности работы органов управления, государственных органов власти. Формы его хорошо известны: собеседования, стажировки, замещение должности руководителя на период отпуска, командировки, аттестация, конкурсные процедуры на замещение вакансий, различные виды тестирования (активно используются в банковской и таможенной сферах, частном бизнесе), изучение мнения коллектива, коллег по работе, рекомендации профильных специалистов, практическое участие в работе комиссий, групп по изучению конкретных производственных и социальных проблем. Немаловажным в этом процессе является и заинтересованность руководства госоргана или организации в отборе подготовленных, талантливых, преданных делу инициативных работников. Нам необходима продуманная система пролонгированного профессионального отбора кадров в сфере управления, исходя из требований к конкретным должностям государственной службы. Только так можно избежать негатива в подборе управленческих кадров — фактора личного знакомства, преданности или родства, протекционизма земляков и сослуживцев, пересаживания проваливших порученное дело руководителей из кресла в кресло.


Актуальной видится и проблема разработки критериев оценки труда государственного служащего, усовершенствования профессионально–квалификационных требований к государственным должностям, методик аттестации работников и т.д. Немаловажна также подготовка специалистов, которые могли бы профессионально заниматься этим на практике, в госаппаратах, организациях. Ставка на замещение этих должностей, как правило, бывшими военными себя изжила и не способствует успешному продвижению вперед.


Государственное управление — не механическая, а во многом творческая, инициативная работа, где ежедневно приходится решать разнообразные задачи из самых разных сфер, без готовых рецептов и подсказок, решать быстро, качественно, с учетом всех обстоятельств и возможных последствий. И государственные служащие — люди с разным опытом деятельности. А любой опыт не приобретается автоматически с назначением на должность. Нам необходим взвешенный баланс зрелости и молодости, энергии и рассудительности, анализа и просчитанного риска. Только тогда мы получим настоящих профессионалов, которых так высоко ценят во всех трудовых коллективах.


Советская Белоруссия №219 (24356). Четверг, 21 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter