О строительной отрасли

Опыт анатомии нравов стройкомплекса

Быстро, дешево и качественно. Почему у нас не получается так строить?..

Быстро, дешево и качественно. Почему у нас не получается так строить? Хотя жилье - товар востребованный и даже, можно сказать, дефицитный. И правила игры прописаны до мельчайших деталей. В отрасль щедрым потоком идут льготные кредиты. Однако факт: 19-этажный дом в Минске по Логойскому тракту, 21 строят уже 5 лет. За это время в Дубае возвели самую высокую жилую новостройку в мире по уникальному проекту: 75 этажей с поворотом по оси на 90 градусов, 310 метров в высоту. Бьем мы рекорды и по количеству "мертвых" строек. Только в Минске их 30, или каждая десятая. Цены с 4,5 миллиона рублей за квадратный метр нынче даже в самых простых индустриальных панельных коробках подскочили до 8 миллионов. Это полторы среднемесячные зарплаты. С чего бы? За год курс доллара, к которому любят частенько привязываться строители, кивая на завозные материалы, вырос всего на 5 процентов, индекс цен - на четверть, а ввозные энергоносители так и вовсе не дорожали. Качество новостроек - это тоже отдельная история. Нарекания на кривые стены, продуваемые окна, трещины в первый год эксплуатации - такое же обычное явление, как гроза в июне. В чем дело? Где глубинные причины негативных явлений? Ответы искали наши корреспонденты.


Черная повязка на глазах у стройнадзора


В доме 13 по проспекту Мира в Могилеве новоселье справили еще в середине 60-х. И жильцы несказанно обрадовались, узнав, что их "хрущевку" ставят на капремонт: заменят кровлю, изношенные коммуникации, вместо старых балконов пристроят лоджии. Начаться и закончиться капремонт должен был в 2011 году. Но люди до сих пор живут на стройке. Говорят, столько бригад у них сменилось - не перечесть. Но самое парадоксальное - лоджии, наконец-то возведенные в прошлом году, этим летом начали... ломать. Брак очевиден: строители, похоже, экономили на цементе, кладочной сетке, анкерах, которые должны скреплять лоджии с несущей стеной.


Хозяйке первой квартиры Нине Петровской вроде радоваться бы: балкона никогда не было, а тут - лоджия. А она грустит. Потому что пристройкой пользуются лишь ее кошки. Выхода на лоджию из квартиры нет. Не лезть же в окно. Впрочем, одна жительница дома как-то рискнула пойти таким путем. С тех пор на лоджию, как и соседи, - ни ногой. Боязно. До кирпичика верхнего дотронулась - он и отвалился. Вдруг вся стена такая непрочная?


Старшая по дому - Людмила Мазаник - протягивает стопку ответов из разных инстанций:


- Поначалу мы в процесс не вмешивались. Думали - профессионалы знают, как надо. Но вскоре усомнились. Одна бригада меняла кровлю, затопила весь дом. Старая проводка не выдержала. Год минул, а многие соседи так и живут без света, пользуются лишь розетками да настольными лампами. С лоджиями - не лучше. Кирпичи уложены вкривь и вкось, между ними - дыры. Подрядчики меняются: фирма "Нот Строй", затем - "Алькамид". Не строители - бракоделы, невооруженным глазом видно. Когда я истребовала и изучила всю строительную и проектную документацию, выяснилось: у них сплошные нарушения нормативов.


Недавно страсти еще больше накалились. В некоторых квартирах по стенам пошли трещины. Люди говорят, что старые балконы строители сбивали кувалдами, а не срезали. Вот и опасаются, вдруг из-за этого повредились железобетонные конструкции? Обратились к заказчику - в управление коммунальных предприятий. Тот вызвал специалистов из минского "Белжилпроекта". Дом обследовали, ответа жильцы пока не получили.


Зато после их обращения в инспекцию департамента контроля и надзора за строительством по Могилевской области на объекте опять новый подрядчик. Бригада рабочих из частной фирмы "ЛАВстрой" демонтирует бракованные лоджии. Новые обещают пристроить до конца лета.


Работа над ошибками начата. Но где гарантия, что они не повторятся? Слишком много еще вопиющих нарушений в строительной отрасли. И, к сожалению, немногих привлекают за подобную халтуру к ответу.


Начальник отдела обращений граждан и организационной работы Комитета госконтроля Могилевской области Олег Коробан подтверждает:


- Зачастую работа подрядчиков пущена на самотек, а бесконтрольность со стороны заказчика расслабляет. После жалобы жильцов дома 13 по проспекту Мира на объекте выявили много нарушений. В итоге представители заказчика, не проследившие за качеством работ, привлечены к административной ответственности. На последнего подрядчика - фирму "Алькамид" - управление коммунальных предприятий подало иск в суд. Хочет вернуть деньги, по сути, пущенные на ветер. Увы, это не единственная проблема. Не имея точных данных, мы запросто можем отследить, сколько домов за месяц, квартал, год сдано в городе, районе, области. Потому что практически сразу новоселы обращаются к нам с жалобами на строительные недоделки. Порой дом только сдали, а уже требуется капремонт. Ситуацию давно надо менять. И в первую очередь - ужесточить контроль за работой строительных организаций и фирм. Возможно, стоило бы при ЖРЭУ создать ремонтно-строительные участки. Кое-где они есть, ведь выгоднее возводить, ремонтировать что-то своими силами. Своих работников и контролировать проще, и ответственнее они. Но у нас еще многие заказчики предпочитают нанимать частников со стороны. Мол, с ними можно не церемониться, рассчитаться позже, в конце концов, отказаться от их услуг. Вот и выходит, что профессионалы у нас не востребованы, а возводят жилье те, кому в лучшем случае можно доверить роль разнорабочего, но никак не каменщика или отделочника.


Ольга КИСЛЯК, "СБ".


г. Могилев.


Фото предоставлено жильцами дома 13 по проспекту Мира.


Качество пустили на самотек


Строительство - это та сфера, где нужно контролировать все. Нет контроля - нет качества. Когда нет контроля, подрядчик, а может быть, даже рядовой маляр, плиточник или монтажник чувствует, что сам управляет ходом процесса. Со всеми вытекающими последствиями. Недоделками и лишними, ненужными расходами. В КГК Брестской области не скрывают: на многих строящихся объектах допускаются нарушения технических актов по организации производства. Порой стройка идет без проекта. Или без контроля за технологией работ.


Технический контроль, а точнее, его отсутствие или гарантированная ненадежность - за строительством, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом - это проблема дня. Даже на этапе проектирования заказчики далеко не всегда следят за сроками разработки и качеством проектов и смет. А если с самого начала нет контроля, можно и не гадать, каковым будет результат.


Во многих бюджетных организациях, выступающих заказчиками, нет аттестованных специалистов, которые могут организовать технический надзор. Но к фирмам, которые имеют такие возможности и могли бы помочь специалистами, заказчики не обращаются. Не считают нужным или экономят?


Начальник управления КГК Брестской области Николай Бобель считает, что сбой в обеспечении должного контроля и надзора - это, в первую очередь, человеческий фактор:


- Технический контроль может осуществлять очень подготовленный человек. Со стажем не менее 3 лет. С опытом, знаниями. Зарплата у инженера высокая, но и ответственность большая. Очень большая. И огромный объем работ. А ситуация складывается такая: инженера грузят, грузят, в результате он просто не может за всем уследить. А заказчик, в свою очередь, допускает нарушения. Так, в Бресте при строительстве детсада по улице Колесникова и капитальном ремонте бассейна школы-сада по улице Героев обороны Брестской крепости в отдельные периоды строительно-монтажные работы велись вообще без разрешения органа государственного строительного надзора.


Отсюда - и недочеты, при "знакомстве" с которыми хочется спросить: если так сделано, значит, это кому-то нужно?


Увидев, что в Брестском областном краеведческом музее на старинный паркет положили... линолеум, специалисты КГК Брестской области поинтересовались у подрядчика: "Разрешение Министерства культуры есть?" Нет, оказалось. Но музей оплатил внутренние отделочные работы, о которых ни строчки в проектно-сметной документации. Причем 21 миллион был явно лишний в этой смете. То есть завышение стоимости - явление, с которым боремся-боремся, но не победим.


Помимо интересного "обновления" в музее, можно привести другие примеры. В детском саду по улице Колесникова в Бресте установили некие металлические конструкции по периметру. Ни эстетической, ни полезной нагрузки. Но заплачены деньги. А для чего, как думаете, на летних верандах фундамент глубиной... 4,6 метра? Не только проектировщики, но и строители детсада "порадовали". Витражи и окна установили так, что противопожарная часть оказалась на улице. Не надо быть специалистом, чтобы понимать: обработанное покрытие должно защищать людей изнутри. В этом же детском саду - уже после приемки и оплаты - часть металлического ограждения и дорожных знаков так и не установили. Складировали на территории...


Нередко к удорожанию стройки приводит несоблюдение нормативных сроков производства работ. Заказчик и рад бы предъявить претензии к подрядчику. Да не может. По элементарной причине - финансирование было несвоевременным и неритмичным.


Пример? Реконструкция средней школы № 8 в Бресте. 26 "лишних" месяцев - и стоимость прыгнула почти вдвое, до 8,2 миллиарда рублей.


КГК предложил комитету по архитектуре и строительству Брестского облисполкома вместе с департаментом контроля и надзора за строительством сесть за стол и определиться, почему так много вопросов по качеству проектно-сметной документации и почему так мало аттестованных специалистов по техническому надзору за строительством и реконструкцией?


Вопросы непраздные. Ибо результат - это не только завышение стоимости работ, но - самое главное - безопасность. Наша с вами, наших детей.


Валентина КОЗЛОВИЧ, "СБ".


г. Брест.


Компетентно


Вера Мацулевич, начальник управления Комитета госконтроля:


- Формирование цен начинается в том числе и с закупок стройматериалов и оборудования. Нередки случаи, когда заказчики закупают такие товары у неизвестного производителя и, соответственно, низкого качества. Главный критерий выбора при проведении торгов - дешевизна. Но, помимо цены, надо учитывать качество, долговечность. А чтобы быть уверенным в том, что поставщик не подведет, стоит убедиться в его финансовой состоятельности и деловой репутации.


Что касается частных застройщиков. Странно, почему у них зачастую на подряде оказывается государственная организация - МАПИД. Заказчик продает это жилье по 1.200 - 1.400 долларов за квадратный метр. При том, что стоимость возводимых МАПИДом квадратных метров в два раза меньше этой суммы. Это неправильно, на мой взгляд. Крупные государственные строительные тресты и холдинги вполне могут сами выступать в одном лице: и заказчиком, и подрядчиком, и проектировщиком. Причем надежным. В сложившейся ситуации назрела необходимость создания более мощной, продуктивной, единой структуры, объединив районные и городской УКСы. Ведь самостоятельно районным УКСам, как показывает практика, не всегда удается соблюсти нормативные сроки строительства: из 30 проблемных новостроек в Минске в половине заказчиками выступают именно районные УКСы, у которых нет достаточного опыта и кадров. Кстати, вторая половина долгостроя - на совести частных застройщиков.


Дольщик устал платить


В Витебске сегодня эту историю знает почти каждый. В центре страстей - многоквартирный дом по Московскому проспекту, 103. Возводить его начали еще в декабре 2010-го. Сроки ввода переносились не раз. Цена "квадрата" в белорусских рублях выросла втрое! На каком основании? Дольщики попытались выяснить через суд. Однако получили от застройщика - ОАО "Жилстрой" - уведомление о расторжении договора на строительство квартиры в одностороннем порядке.


В доме - 180 квартир. Будущие жильцы, которые строятся за счет 5-процентных кредитов, должны были в них въехать в июле 2012-го. Однако ОАО "Жилстрой", ссылаясь на неритмичность финансирования, дважды предлагал им подписать дополнительное соглашение к договору. Подписывали. В итоге срок ввода многоэтажки перенесен на ноябрь. А стоимость "квадрата" возросла с 2 миллионов 490 тысяч рублей до 7 миллионов 160 тысяч. Когда люди потребовали у застройщика обоснований, последовал ответ: все согласовано, все законно. Ответ застройщиков не удовлетворил. 90 человек обратились в суд. Один из льготников, строящий 2-комнатную квартиру, рассказал мне о сути претензий:


- По нашему мнению, сроки затягиваются умышленно, чтобы получить больше денег с дольщиков. Если в проект и вносились изменения, ведущие к удорожанию, нас никто об этом не уведомлял. И почему застройщик, ссылающийся на неритмичное финансирование, на протяжении 7 месяцев даже не запрашивал деньги в банке?


Как уже говорилось, исковых заявлений в суде набралось 90. И вот ситуация: все их авторы получили от "Жилстроя" уведомление о возможном расторжении договора на строительство квартиры в одностороннем порядке. Другими словами, людей поставили перед выбором. Либо подписывайте очередное допсоглашение на увеличение стоимости и забирайте заявления из суда, либо распрощайтесь с мечтой построить квартиру в этом доме. Хуже второго варианта не придумаешь. Проценты за пользование кредитом банку выплатить в этом случае все равно придется. Это потери около 8 - 10 миллионов рублей. А получить льготный кредит еще раз человек уже не сможет...


Гендиректор "Жилстроя" Александр Литвинов так прокомментировал ситуацию с домом по Московскому проспекту, 103:


- Цена на стройматериалы привязана к долларовому эквиваленту. Если посмотрим на цену "квадрата" в долларах, она даже ниже стала. Что касается договоров, мы по закону можем их расторгнуть с теми, кто не подписывает допсоглашение.


Сурово...


Испытав на себе такое давление, дольщики, естественно, заявления из суда забрали. Но они не теряют надежды на помощь со стороны властей и контролирующих органов. В Комитете госконтроля Витебской области их жалобу уже рассмотрели. По словам заместителя председателя Юлии Авхуковой, предприняты меры, позволившие снизить стоимость объекта:


- После проверки в Центре по ценообразованию в строительстве Витебской области стоимость дома уменьшилась на 5,5 миллиарда рублей. Последняя цена, озвученная дольщикам, "очищена" от прибыли заказчика. Также по нашей просьбе Беларусбанк проведет контрольный обмер перед сдачей объекта, чтобы люди оплатили квартиры по фактически сложившимся затратам.


Дом готов примерно наполовину. Сейчас, считают в областном госконтроле, важно организовать работу строителей, чтобы его наконец сдали в срок. По мнению Литвинова, при нормальном финансировании сделать это реально. Дольщики же требуют зафиксировать стоимость квадратного метра. Как бы, неровен час, она снова не выросла...


Сергей ГОЛЕСНИК, "СБ".


г. Витебск.


Фото автора.


Мнение


Николай Простолупов, председатель совета Белорусской ассоциации "Недвижимость":


- Качество любого товара зависит от умения и квалификации того, кто его делает, и от оборудования. Например, московская строительная компания СУ-155. Строят 25-этажные панельные трехподъездники за несколько месяцев. Немецкие технологии. У нас такие три года строили бы. Вывод: нужно внедрять новые технологии, позволяющие возводить этаж за 2 - 3 дня. Далее. У нас не отлажена технологическая цепочка от поставки материалов до ключей от квартиры. Да что говорить - разрегулированность куда ни кинь...


Почему не внедряются новые технологии? А кто должен внедрять? Частник? Но много ли у нас частных компаний, у которых в резерве площадок на 10 лет вперед? Чтобы были перспектива и интерес инвестировать в новое. 80 процентов жилья в стране строят госпредприятия, где производительность труда в 5 - 7 раз ниже сегодняшних мировых стандартов. Почему мы не можем обеспечить такую производительность? Говорят - нет на то ни техники, ни оборудования, ни технологий, ни инструмента, ни квалификации работников. Это тоже правда. Но главное, я считаю, нет надлежащего порядка!


Прямая речь


Вадим Тачкин, директор ООО "ВиваКапитал":


- Нам уровень производительности труда надо увеличивать, чтобы работу пятерых мог выполнить один и получал за это соответствующую зарплату. А у нас на стройках один работает, четверо курят. То же самое в проектных организациях. Тысячи работников заняты на стройках. И подрядчики всегда говорят: не можем платить меньше, потому что люди разбегутся. Но давайте разбираться. Почему у вас работу трех каменщиков не может выполнять один, например? Дайте ему хорошую зарплату. И он не захочет никуда убегать. Ведь они едут работать в Москву на 12-часовой рабочий день, а то и на 14-часовой. Там работают сутки напролет и черт знает в каких условиях живут. Считаю, что в строительном сегменте слишком много людей. Их надо волевым порядком сократить. По крайней мере, те, кто останется, начнут лучше работать.


Почему государственные УКСы наплодили долгостроев, тоже понятно. Находят компанию, которая красиво поет, обещает низкую цену, но плохо работает. Берет авансы. Банкротится и убегает в неизвестном направлении. С деньгами дольщиков, которые поверили госзастройщику. Государству, на мой взгляд, надо стать покупателем жилья, а не застройщиком. А уже затем, дотируя из бюджета реальную стоимость квадратного метра, продавать жилье дешевле тем, кто в этом действительно остро нуждается. Почему так динамично сейчас развиваются торговые сети, почему у них цены ниже, чем на рынках? Потому что логистика построена на больших объемах, минимальных оптовых ценах, распродажах. Точно так же должно быть и в строительстве.


И еще одна проблема. У нас вместо реальной конкуренции - имитация. Многим удобно прятаться за существующей системой госзакупок. Получается, предприятия, которые выпускают кривой газосиликатный блок, обеспечены покупателями. Зачем им думать о качестве? Еще одна беда - СниПы, которые разрабатывались еще при СССР. Реформы надо начинать и с проектировщиков, чтобы они закладывали в проектах современные технологии.


Василий Устинчик, председатель наблюдательного совета ОАО "10 УНР-инвест":


- Мне кажется, чтобы снизить себестоимость строительства жилья в Минске, надо уменьшить высотность до 10 этажей. Это самые экономичные дома. 25-этажка на 250 долларов в пересчете на квадратный метр дороже. В Германии не строят жилье выше 7 этажей. Нам близка система танхаусов, небольших загородных домов с лужайками. Тем более сейчас жизнь в 10 километрах от кольцевой перестала быть проблемой. А качество страдает прежде всего там, где меняются подрядчики. Один возводит цоколь, другой - стены, третий - крышу. Плохо и то, что генподрядчику теперь не нужно получать лицензию. А ведь он отвечает за все, что происходит на стройке. Удивляет меня и то, что при нынешних ценах на жилье строительным организациям не за что развиваться. Плановые накопления в смете - 5 - 6 процентов. Это чистая прибыль строителей. И сейчас она вся уходит на зарплату. А за что обновлять технику, закупать новые технологии? Не платить строителю? Тогда давайте пересматривать нормы. Ведь сегодня, чтобы иметь достойную зарплату, рабочему нужно выполнить две нормы. Но, положив 15 квадратных метров паркета вместо положенных по нормативам 10, рабочий заведомо сделал брак. А потом удивляемся, почему у нас такое низкое качество строительно-монтажных работ.

 

Советская Белоруссия №106 (24243). Среда, 12 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter