Опять «тройка»?

Cегодня в мире нет силы, способной диктовать правила — ни хорошие, ни плохие. И это ярко видно по конфликту в Украине
Символично, что именно в год 70–летия Крымской конференции, в тот же месяц и даже в те самые февральские дни, происходит встреча новой «большой тройки». В тот самый момент, когда мы вспоминаем Рузвельта, Черчилля и Сталина в Ялте, Меркель, Олланд и Путин встречаются в Москве. И эпоха другая, и лица другие, но невозможно отделаться от сравнений и даже от определенных надежд. Очень хочется, чтобы нынешняя троица справилась с вызовом так же, как справились их великие предшественники. Противоречий между ними было не меньше, но все же Крымская конференция 1945 года установила новые правила игры, и именно по правилам тогдашней «большой тройки» мир жил вплоть до последнего времени. 


Cегодня в мире нет силы, способной диктовать правила — ни хорошие, ни плохие. И это ярко видно по конфликту в Украине, где при обилии заинтересованных сторон события тем не менее становятся неуправляемыми. Там все сильнее льется кровь, а ведущие государства, вместо того чтобы решать проблему, сами стали на путь санкционной войны. Так что же может объединять президентов России и Франции и канцлера ФРГ, собравшихся вместе в Москве? То, что всем этим странам есть что терять.

В момент, когда пишутся эти строки, еще неизвестны детали их переговоров. Тем не менее можно понять, что в самом общем виде инициатива Меркель и Олланда заключается в заморозке конфликта на востоке Украины, разводе воюющих сторон и создании миротворческого контингента, удерживающего их от новых столкновений. Каждое из этих предложений нуждается в расшифровке, остается много неясного и возникает много вопросов, но главное не в этом. Все можно сделать, если есть политическая воля и осознание опасности.

Есть ли эта воля и разум у ведущих европейских государств? Вот на самом деле ключевой вопрос, который уже целый год задают серьезные аналитики, наблюдая, как в пределах европейских границ разрастается конфликт. Целый год Брюссель и Москва обменивались агрессивной риторикой, и вот только сегодня, когда Вашингтон собрался поставлять летальное оружие Киеву, представители Берлина и Парижа спешно выступили с новой инициативой. 


Есть, кстати, две версии их блицвизита к Путину. Первая — «оружейная», и заключается она в том, что именно поставки американского оружия так сильно напугали европейцев. И вторая — что США и ЕС на самом деле заодно и всего лишь ведут игру в «доброго и злого полицейского» в отношении России.

Думаю, что никакой игры здесь нет. Европа действительно испугалась, что с притоком оружия баланс сил изменится. Возникает вопрос: о чем же европейцы думали раньше? Ведь уже с лета прошлого года стало ясно, что на континенте пахнет большой войной. Увы, тогда Евросоюз самонадеянно думал, будто дело может решиться давлением на Россию. Но санкции ничего не решили, напротив, они лишь усилили неуступчивость Москвы. Тогда Вашингтон решил прибегнуть к сильному аргументу — угрозам о поставках летального оружия. Тут уж в отличие от США Евросоюзу пришлось задуматься, что он в одной лодке со всей остальной Европой, куда вот–вот хлынет поток новых вооружений.

У кого окажется это оружие, если населенные пункты переходят из рук в руки вместе с оставленными там боеприпасами или техникой? Или что будет, если Киеву не удастся сдержать анархию добровольческих батальонов, некоторые из которых уже штурмуют здание министерства обороны?

Евросоюз боится, что Донбасс превратится в Чечню образца 90–х, только Чечня тогда была нарывом для России, а Донбасс станет нарывом для всей Европы. Его надо удалять сообща.

Но решится ли Евросоюз на кардинальную смену политики так, чтобы действовать вместе с Россией во имя построения нового мира? Вопрос непростой. Слишком много за последний год выпущено ядовитых миазмов ненависти со всех сторон.

Есть русские «патриоты», которые кричат, что пока нет войны до победного конца, то и мира не будет. Как они, интересно, представляют себе эту «войну до конца»? Выжженная земля в Донбассе и тысячи вооруженных до зубов наемников?..

Есть и американские сенаторы, которые буквально толкают Обаму в спину, чтобы он побыстрее посылал тяжелое вооружение в зону конфликта. И есть в самом Киеве те, для кого Донбасс дороже жизни тысяч людей.

Так что уравнение мира предстоит непростое, но... Неистовствующий сенатор Маккейн, доморощенные «партии войны» и недовольные ополченцы — сегодня они есть, а завтра нет, и ничего в картине мироздания не поменяется. Главное, чтобы осталось само мироздание, и думаю, что эту проблему в Европе, напичканной ядерным оружием, понимают.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 24 (24654). Суббота, 7 февраля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter