Опять набор, опять готовим?

Откройте любую газету с информацией о вакансиях, свежую или пятилетней давности, и вы без труда заметите, что перечень наиболее дефицитных специальностей из года в год практически не меняется. Требовались и требуются токари, фрезеровщики, газосварщики, арматурщики, штукатуры, водители и т.д. Какой из этого напрашивается вывод? Самый простой лежит, как говорится, на поверхности: данных специалистов в республике готовят мало или не готовят вовсе. Между тем это далеко не так. Система профессионально-технического образования готовит сегодня рабочих по всем вышеперечисленным и многим другим необходимым народному хозяйству специальностям. Только по Минску таких насчитывается около 300, причем одного выпуска по каждой было бы достаточно, чтобы, как говорится, раз и навсегда удовлетворить потребности работодателей! Вот, например, в 2004 году десять столичных птузов строительного профиля окончили 2,5 тысячи человек, а на начало текущего года на стройках недоставало почти 1,1 тысячи рабочих. И так почти по всем специальностям…
Откройте любую газету с информацией о вакансиях, свежую или пятилетней давности, и вы без труда заметите, что перечень наиболее дефицитных специальностей из года в год практически не меняется. Требовались и требуются токари, фрезеровщики, газосварщики, арматурщики, штукатуры, водители и т.д. Какой из этого напрашивается вывод? Самый простой лежит, как говорится, на поверхности: данных специалистов в республике готовят мало или не готовят вовсе. Между тем это далеко не так. Система профессионально-технического образования готовит сегодня рабочих по всем вышеперечисленным и многим другим необходимым народному хозяйству специальностям. Только по Минску таких насчитывается около 300, причем одного выпуска по каждой было бы достаточно, чтобы, как говорится, раз и навсегда удовлетворить потребности работодателей! Вот, например, в 2004 году десять столичных птузов строительного профиля окончили 2,5 тысячи человек, а на начало текущего года на стройках недоставало почти 1,1 тысячи рабочих. И так почти по всем специальностям… Что же не срабатывает в системе подготовки рабочих кадров, на которую, кстати, тратится немало бюджетных средств? Скажем откровенно: пока в ней каждая структура и даже каждый субъект решают свои, внутренние проблемы. Учебные заведения волнует выполнение плана набора учащихся, от чего зависят их финансирование, зарплата, стабильность коллектива. У поступающих – свои планы. Несколько лет подряд наш центр проводит соцопросы среди выпускников средней и базовой школ. Изначально в птузы планирует поступать (т.е. осознанно получить рабочие профессии) не более пяти процентов одиннадцатиклассников и не более 20 процентов выпускников девятых классов. Для заполнения всех мест этого явно недостаточно. Однако к началу учебного года все птузы, как правило, укомплектованы. И во многом за счет тех, кто не выдержал вступительных экзаменов в высшие или средние специальные учебные заведения. Естественно, они несут документы туда, где их еще принимают, по принципу: год проучусь, а там видно будет, рассчитывая на успешное поступление в вуз или техникум в ближайшем будущем и совершенно не связывая себя с той профессией, которую они были вынуждены выбрать. Результат? На начало текущего года в качестве безработных по республике было зарегистрировано более 2,4 тысячи выпускников птузов, а всего в трудоустройстве нуждались 4,2 тысячи бывших учащихся системы профессионально-технического образования. Не так давно мы опросили заканчивающих птузы молодых людей на предмет того, насколько осознанно они выбрали профессию, изменилось ли их мнение в процессе учебы, связывают ли они свое будущее с полученной специальностью. Выяснилось: каждый третий полагал, что данная профессия является интересной, еще столько же думали, что она отвечает их склонностям. Более половины выбрали специальность под влиянием родителей, друзей, знакомых. Понятно, что такой выбор трудно назвать осознанным, а уж тем более грамотным. В итоге почти половина опрошенных призналась, что профессия оказалась менее интересной, чем они ее представляли изначально, а то и вовсе непривлекательной (справедливости ради отметим, что такое отношение у многих сложилось и после прохождения производственной практики, которая сводилась к выполнению вспомогательной работы по принципу «подай – принеси»). Все эти факторы, безусловно, не могли не сказаться на дальнейших жизненных планах. Менее 20 процентов участников опроса ответили, что они непременно пойдут работать по полученной специальности, еще 15 процентов признались, что они «попробуют поработать». Остальные написали, что планируют поступать учиться дальше. А почти каждый четвертый откровенно ответил, что профессия не понравилась (по разным причинам – от условий труда до размера заработной платы) и он попробует получить другую или скорее не будет работать, чем будет. Все это еще раз доказывает, что проблема профессиональной ориентации школьников остается очень острой. Следует сказать, что скоро исполняется пять лет со времени принятия постановления Совмина Республики Беларусь «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи» и одноименной концепции. Сделано во их исполнение немало. Так, Республиканским центром профориентации разработан ряд методических материалов, компьютерная программа тестирования профессиональных склонностей школьников, которая передана в школы Минска и Минского района. Пользоваться ею обучены школьные педагоги и психологи. Однако приходится с сожалением констатировать, что степень использования имеющихся разработок пока невелика. А ведь профориентация должна вестись именно в школе – причем постоянно, грамотно, профессионально. Ее не могут заменить единичное тестирование, знакомство со справочниками для поступающих либо одноразовое посещение учебного заведения в день открытых дверей, потому что тогда выбор молодого человека происходит по принципам «мне это нравится» или «пойду, куда примут». А в результате получается, что стране некуда девать экономистов и юристов и негде взять арматурщиков и штукатуров. На наш взгляд, необходимо предпринять следующие меры. Во-первых, вести в школе, хотя бы факультативно (например, в шестой школьный день), занятия по профессиональной ориентации учащихся, чтобы они имели представление не только о мире профессий, но и о том, как правильно подходить к выбору той или иной специальности. Во-вторых, в каждой школе в начале учебного года (по крайней мере, среди выпускников) следует проводить социологический опрос по выбору профессии, чтобы целенаправленно работать как с определившимися выпускниками, так и с теми, кто затрудняется отдать предпочтение тому или иному учебному заведению. Наконец, от разговоров о необходимости кабинетов профориентации следует приступить к их реальному созданию. Сейчас в школах за счет уменьшения численности учащихся появляются свободные площади, есть компьютерная техника, доступ в Интернет, имеются психологи и социальные педагоги, которые могли бы руководить профориентационной работой. А попечительские советы могли бы посодействовать в организации встреч школьников с представителями самых разных профессий. Еще раз подчеркнем: сегодня выпускникам школы важны не только общедисциплинарные знания, но и четкое представление о будущей профессии. Время, когда последнюю выбирали по принципу «стерпится – слюбится», ушло.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter