Опять 25

“Похудеть на 20 килограммов за месяц при помощи уникального метода!”, “В совершенстве овладеть иностранным языком, не отходя от домашнего компьютера!”, “Спешите запрограммировать себя на успех!” — рекламные лозунги подобного содержания то и дело всплывают на всевозможных интернет-сайтах.

“Похудеть на 20 килограммов за месяц при помощи уникального метода!”, “В совершенстве овладеть иностранным языком, не отходя от домашнего компьютера!”, “Спешите запрограммировать себя на успех!” — рекламные лозунги подобного содержания то и дело всплывают на всевозможных интернет-сайтах. И, разумеется, находят свою благодарную читательскую (и покупательскую!) аудиторию. Причем в сети торговли “чудодейственными средствами” попадают и вполне адекватные люди. Пример тому — автор этих строк.

Имя нам — легион

Кто из нас не мечтал избавиться от лишних килограммов без изнурительных тренировок в спортзале и специально подобранных диет? Как говорится в одной современной пословице: врать и не краснеть — ерунда, есть и не толстеть — вот это настоящий талант! Не знаю, что за помутнение случилось в моем обычно весьма рациональном рассудке, но однажды я решилась заказать разрекламированный на одном из российских сайтов диск “Экспресс-похудение”, основанный, как уверяли виртуальные специалисты (обязательно с известными обывателю именами!), на “уникальном и прогрессивном методе 25-го кадра”.

Каюсь, вместо того чтобы как следует погуглить этот суперметод, я несколько вечеров подряд въедливо изучала представленные на сайте фотографии добровольцев, прошедших испытание. Женщины охотно публиковали свои фотографии “до” и “после”, делились впечатлениями, выражали бурные восторги по поводу того, что новый метод не требовал от них абсолютно никаких усилий: достаточно было загрузить купленный диск в компьютер, установить программу, засунуть в рот полплитки молочного шоколада и наслаждаться периодически выскакивающей на экране монитора строкой “Каждый день я сбрасываю лишний вес!”. При этом дамы хвастались достижениями: минус 20 килограммов за месяц, минус 30 за два...

Не стану утомлять читателей подробным описанием своих разбитых вдребезги надежд. Скажу только, что, заплатив полмиллиона белорусских рублей, я лишь пополнила длинный список околпаченных покупателей. К нему вскоре присоединилась и моя подруга, хитроумно переписавшая купленный мною диск. Спустя какое-то время стало понятно: белорусам, попавшимся в лапы таких вот виртуальных мошенников, имя легион.

Борисовчанин Олег приобрел диск с программой, обещавшей на основе все той же “уникальной методики
25-го кадра” успешное карьерное продвижение. Прошел год, однако он как был менеджером среднего звена на своей фирме, так им и остался. Алеся Масуцкая, проживающая в Могилевской области, польстилась на предложение выучить английский язык за месяц посредством того же “25-го кадра”. Результат? Худо-бедно усвоила пару десятков слов.

В сообществе “ВКонтакте” одно время даже функционировала группа обманутых “25-м кадром” пользователей, где подробно расписывалась схема действий организаций, продающих “воздушные замки”. Как выяснилось, все эти бесчисленные Светы, Марины, Ольги и Евгении, чьи восторженные отзывы мы имели возможность читать на специализированных сайтах, чаще всего являются сотрудниками службы виртуального сетевого маркетинга, в чьи профессиональные обязанности входит продвижение как можно большего количества товаров на потребительский рынок. Частенько в подобного рода шарашкиных конторах используют для большей убедительности какую-нибудь “приглашенную звезду” с мировым именем, которая, естественно, понятия не имеет о том, что где-то на каком-то сайте она активно рекламирует метод 25-го кадра, помогающий бросить курить, победить онкологию или вернуть бывшего мужа.

Как обмануть человечество?

США, 1957 год. Известный и уважаемый в научных кругах специалист в социальной психологии, член нескольких ассоциаций психологов и маркетологов Джеймс Вайкери делает сенсационное заявление: он может внушать людям идеи непосредственно в подсознание. Как известно, обыкновенное видео состоит из кадров — фотографий, которые воспроизводятся последовательно за короткий промежуток времени. Из-за особенностей человеческого зрения при быстрой смене кадров он не замечает отдельных картинок, а видит их как одно изменяющееся изображение. Но для достижения подобного эффекта нужно, чтобы частота смены кадров была достаточно высокой. В кинопроекторах, воспроизводящих фильмы в кинотеатрах, частота кадров составляет 24 в секунду. Так вот, Джеймс Вайкери предположил, что если в видео добавить 25-й кадр, содержащий короткую и легко воспринимаемую информацию, отличающуюся от остальных 24-х кадров, то этот “лишний” кадр сразу проникнет в наше подсознание. Проще говоря, люди будут воспринимать картинку, даже не замечая ее.

Ученый описал свой эксперимент следующим образом: в кинотеатрах Нью-Джерси он при помощи дополнительного проектора во время просмотра зрителями фильма периодически показывал на экране кадры с надписью, призывающей есть попкорн. Вайкери утверждал, что в период проведения эксперимента продажи воздушной кукурузы в этих кинотеатрах увеличились, а зрители ничего странного на экране не заметили. Ученый заявил, что проведены все необходимые эксперименты, которые подтвердили его гениальную теорию, и тут же запатентовал свой метод.

К мошеннику начали обращаться маркетологи, политики и т. д. Предприимчивый “гений” зарабатывал огромные деньги на своем “открытии”, которое, к слову, весьма понравилось работникам рекламной индустрии. Вскоре его работой заинтересовалась Американская психологическая ассоциация. Ее сотрудники провели несколько опытов для проверки эффекта 25-го кадра, но так и не получили обещанных Джеймсом результатов. Только тогда под давлением прессы и научного сообщества Вайкери признал: результаты эксперимента в кинотеатрах были неоднозначны, и на самом деле не подтверждают, что 25-й кадр действительно работает. Официально этот метод гипноза человеческого подсознания был опровергнут в США в 1978 году.

Однако на постсоветских просторах миф под названием “25-й кадр” оказался поразительно живучим. На него западают даже сегодня, когда почти у каждого дома есть компьютер с выходом в интернет и возможность получить достоверную информацию о том или ином “чудодейственном средстве”. Но слишком многих из нас подводит извечная надежда на авось: зачем повышать свою квалификацию ради продвижения по службе или начинать активно заниматься спортом, чтобы сбросить жирок? Лучше купить волшебный диск, который мигом сделает из нас гениев с идеальной фигурой...

 Комментарий специалиста

Сам себе режиссер

А можно ли самостоятельно запрограммировать себя на успех того или иного предприятия? Например, внушить себе: в следующем году я заработаю миллион долларов, брошу курить и совершу кругосветное путешествие? Психологи часто говорят, что нужно “посылать в подсознание” позитивные мысли...

— В психологии есть несколько проверенных методов, которые обеспечивают хорошие результаты самовнушения, но к ним “феномен 25-го кадра” не имеет никакого отношения, — объясняет генеральный директор консалтинговой компании “Коучинг-центр”, психолог Михаил Дернаковский. — Много лет назад французский аптекарь и впоследствии психотерапевт Эмиль Куэ предложил использовать ненавязчивое повторение про себя формулы самовнушения, которая не заменяет лекарств, но может усиливать их действие. Куэ сначала говорил некоторым своим пациентам, что те или иные лекарства очень хорошо действуют, и после этого замечал более выраженный эффект от их применения. Мало того, благодаря такому внушению обыкновенные соляные таблетки могли приводить к некоторым терапевтическим результатам. Позже это получило название “эффект плацебо”.

Другой метод — визуализация — был предложен австрийским травматологом Эрихом Раухом. Доктор заметил, что пациенты быстрее восстанавливаются, когда мысленно представляют свое выздоровление. Этими психологическими наработками примерно через полвека начали активно пользоваться создатели телевизионных рекламных роликов: товар, выставленный на продажу, должен обладать яркой упаковкой, быть объемным, двигаться на экране и нести сплошной позитив.

Самовнушение — лишь метод, который может помочь найти необходимые ресурсы, настроиться на определенный лад. Но это не чудо, которое решит за нас все проблемы. Чудеса случаются только тогда, когда мы создаем их сами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter