Оптимисты против скептиков

В минувшие выходные в Литве проходил референдум по вопросу о вступлении страны в Европейский союз.
В минувшие выходные в Литве проходил референдум по вопросу о вступлении страны в Европейский союз.

По предварительным данным, более 90 процентов участников плебисцита одобрили членство страны в ЕС. При этомв голосовании приняло участие 64 процента граждан страны при необходимой планке в 50 процентов.

Все прошло по плану, если не считать легкую нервозность высшего литовского руководства, когда в субботу вечером, после закрытия избирательных участков, стали известны предварительные данные о количестве проголосовавших: всего лишь 23 процента плюс еще 7 проголосовавших по почте. Однако уже в воскресном выпуске теленовостей было объявлено, что "страна вздохнула с облегчением". Просто в субботу практичные литовцы решили посадить картошку...

А если говорить серьезно, то референдум о вступлении в ЕС был довольно формальной процедурой, подводившей черту под более чем десятилетним этапом развития Литвы. И если все годы после обретения независимости страна шла в сторону Евросоюза и НАТО, то не могла же она в одну ночь развернуться на 180 градусов. Еврооптимисты и евроскептики в этой стране, так же как и в девяти других странах-кандидатах, различаются лишь по вопросу цены, которую нужно заплатить (или получить) за членство в ЕС.

В Литве состоялась премьера "еврооптимистической симфонии", которая ясно показала, что новобранцы ЕС будут петь "Оду к радости" (гимн Евросоюза) преимущественно за деньги. Не случайно ведь самой действенной мерой для привлечения вильнюсцев на избирательные участки стала акция, проведенная сетью супермаркетов: покупателям, у которых были наклейки, свидетельствовавшие об участии в голосовании, дарили за символическую цену в один цент бутылку пива, плитку шоколада или пачку стирального порошка.

Впрочем, настоящая цена "исторического выбора" Вильнюса, а вскоре и Риги с Таллином, станет известна после приема прибалтийских государств в НАТО и размещения там вооруженных сил альянса. Не зря ведь, выступая в Вильнюсе 23 ноября 2002 года по случаю официального приглашения Литвы в НАТО, президент США Джордж Буш произнес знаменательные слова: "Больше не будет ни Мюнхена, ни Ялты". Эта формулировка означает, что Восточная Европа не будет отныне сферой влияния Германии или России, она будет сферой влияния США. Такой же смысл, по мнению серьезных аналитиков, имеет и противопоставление главой Пентагона Рамсфельдом "новой" Европы Европе "старой", подразумевающее перемещение атлантической активности в страны - новые члены НАТО.

Впрочем, процесс "широкой Европы" тем и притягателен, что является делом рук, в прямом смысле, самих европейцев. И, кстати говоря, литовские политики, включая президента Паксаса, настойчиво подчеркивают необходимость продвижения на восток от Вильнюса политики добрососедства и сотрудничества. Что и понятно: европейская идентификация наших народов зарождалась в одной исторической колыбели.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter