Оптимальный выбор

Предлагаемые изменения в избирательное законодательство обеспечат больше информативности и возможностей для избирателей

Предлагаемые изменения в избирательное законодательство обеспечат больше информативности и возможностей для избирателей

Проект Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов” — еще один важнейший законопроект, который планируется рассмотреть сегодня в первом чтении. Субъектом законодательной инициативы по этому законопроекту выступил Президент страны Александр Лукашенко. Какие изменения в избирательном законодательстве предусмотрены этим законопроектом, “Народная газета” попросила рассказать руководителя профильной парламентской комиссии — председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Александра ЗОЗУЛЮ.

— Александр Иванович, данный законопроект парламентарии изучали на стадии подготовки почти в течение года. Какие поправки, внесенные в данный законопроект на этапе его подготовки, видятся наиболее существенными?

— Прежде всего стоит отметить изменение порядка определения результатов выборов депутатов Палаты представителей. В частности, предлагаемым нами законопроектом предусматривается, что после его принятия выборы будут проводиться в один тур.

Также законопроектом предусмотрено изменение структуры избирательных комиссий в стране: к существующим ныне трем уровням — участковых, окружных и Центральной комиссий — добавится еще один, уровень территориальных избирательных комиссий: областных и Минской городской. Они послужат промежуточным звеном между Центризбиркомом и окружными комиссиями при рассмотрении жалоб.

Новым законопроектом предусмотрен институт члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса — прежде всего для окружных комиссий (ранее таковые были лишь в Центризбиркоме). Это новшество в очередной раз подчеркивает демократичность и прозрачность белорусского избирательного законодательства.

— Законопроектом среди прочего предлагается отказаться от бюджетного финансирования на агитационные расходы кандидатов, а передать эти средства местным территориальным и окружным избиркомам, чтобы они изготавливали информационные буклеты и вместе с приглашением посетить избирательный участок рассылали их избирателям. В связи с чем принято такое решение?

— В основном в связи с жалобами избирателей на недостаток информации. Такого рода изменения в избирательном законодательстве исключат ситуацию, когда кандидат средства на агитационные расходы принимал, но агитацией должным образом не занимался. И позволят избирателю получить информацию хотя бы о том, кто именно баллотируется по его избирательному округу.

Высвободить бюджетные ресурсы позволит и такое нововведение, как увеличение максимального размера избирательных фондов.

В частности, предельные размеры финансовых фондов кандидатов в президенты планируется увеличить до девяти тысяч базовых величин, а кандидатов в депутаты Палаты представителей — до одной тысячи базовых величин.

В связи с уходом от бюджетного финансирования предвыборной агитации предполагается, что кандидаты в депутаты местных Советов также получат право создавать избирательные фонды размером до 30 (при выборах в областные или городские Советы) или до 10 (при выборах в районные и сельские Советы) базовых величин.

— Уже было озвучено, что за кандидатами в депутаты и президенты будет сохранено право на бесплатное использование государственных СМИ для предвыборных выступлений, дебатов и опубликования программ. Между тем в преддверии прошлых выборов тактика оппонентов власти, стремящихся использовать любую возможность для продвижения собственных интересов в ущерб всем остальным стала просто очевидной. Одни призывы к бойкоту чего стоили...

— С принятием поправок в Избирательный кодекс подобное будет исключено: агитация за бойкот будет запрещена, то есть выведена из избирательного законодательства и из предвыборной деятельности как таковой. Если кандидат в депутаты или президенты позволит себе выступить с призывами к бойкоту выборов, он тут же будет снят с предвыборной гонки.

— Александр Иванович, будет ли разрешена ситуация, касающаяся злоупотребления отдельными кандидатами таким понятием, как доверенные лица?

— Безусловно. Как вы помните, на минувших парламентских выборах имели место случаи, когда один из кандидатов в депутаты оказывался доверенным лицом 17 других кандидатов, получая таким образом формальное право до 18 раз участвовать в дебатах — за себя и за представляемых им лиц. Другой кандидат одновременно был доверенным лицом у 14 кандидатов, третий — у семи... Разработанный нами с участием Центральной комиссии и иных заинтересованных ведомств законопроект четко предусматривает: доверенное лицо кандидата не может само одновременно являться кандидатом, и наоборот: кандидат не может быть доверенным лицом другого кандидата.

 “НГ” спросила: Каким должно быть избирательное законодательство?

Николай ЛОЗОВИК, секретарь Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов:
— В ряде стран СНГ действует Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества, которая предусматривается, что лица и органы, чья деятельность направлена на воспрепятствование свободному осуществлению гражданином его избирательных прав и свобод, в том числе в форме бойкота или призывов к бойкоту выборов, отказу от выполнения избирательных процедур или избирательных действий, должны преследоваться по закону.
Наша страна разделяет это положение и решила использовать его в собственном избирательном законодательстве. Что вполне логично, учитывая продолжающуюся унификацию различных норм законодательств стран СНГ. Да и с точки зрения здравого смысла, наверное, не очень хорошо, когда государство тратит немалые бюджетные средства на проведение выборов, но при этом часть их некоторые участники предвыборной гонки используют на срыв этих выборов.
Хочу подчеркнуть: предлагая изменения и дополнения в избирательное законодательство, Центральная комиссия не ставит целью затруднить кому-то путь к мандату или, наоборот, облегчить его. Наша цель — создать для всех равные и демократичные правила игры. Например, закон не рассматривает наличие погашенных судимостей как факт, препятствующий депутатству. Но Центризбирком внес предложение указывать наличие судимостей в биографии кандидата в депутаты. Согласитесь, избиратели имеют право знать, кто именно желает представлять их интересы и писать законы.

Петр ШИКШНЯН, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту:
— Работа над этим законопроектом велась более чем серьезная. Еще до внесения его в Палату представителей мы обсуждали возможные изменения избирательного законодательства с делегацией БДИПЧ ОБСЕ, а после внесения проекта провели по нему четыре заседания комиссии. Кроме того, согласно регламенту Палаты представителей проект закона был разослан во все Постоянные комиссии, из которых затем мы получили ряд замечаний. Например, Постоянная комиссия по аграрной политике внесла предложение увеличить предельные размеры избирательных фондов на выборах в местные Советы. Около десяти поправок поступило также из Совета Республики.
При этом хотел бы подчеркнуть существенный момент. Несмотря на то что проект Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов” затрагивает избирательное законодательство, он писался депутатами Палаты представителей не “под себя”. У каждого из нас еще, как говорится, свежа в памяти наша парламентская кампания, в ходе которой каждый из нас на себе прочувствовал все нюансы норм действующего избирательного законодательства. Учитывая этот факт, а также имея определенный опыт работы в различных сферах, депутаты стремятся найти наиболее оптимальный вариант избирательного законодательства, который бы максимально отвечал интересам нашей страны и нашего народа.

Сергей АШМЯНЦЕВ, председатель Брестского областного Совета депутатов:
— Сельский Совет — это тот орган власти, который находится непосредственно, что называется, на передовой. Местные депутаты в прямом смысле слова живут жизнью сельчан, поэтому знают все беды, пропускают их через себя, и как только возникает проблемная ситуация, обращаются к депутатам базового уровня, а если необходимо, то и в более высокие инстанции. Ведь, согласитесь, далеко не каждый житель отдаленных, скажем, Ганцевичского или Столинского районов может донести свою точку зрения по тому или иному вопросу, свою просьбу на уровень области. Не случайно в свое время была создана трехуровневая система, отработанная десятками лет.
Потому считаю в корне неправильным и даже некорректным ставить вопрос о том, нужны ли сегодня Советы депутатов первичного уровня. Среди их первоочередных задач — дальнейшее укрепление связи государства с населением, основанной на усилении работы с людьми, решение вопросов их жизнеобеспечения. У Советов депутатов первичного уровня для решения государственных и общественных задач есть все необходимые права и формы организационной деятельности, нужны только решительность и целеустремленность людей, которые призваны служить народу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter