Оптический прицел

Корпуса Сморгонского завода оптического станкостроения внушительно смотрятся снаружи: с размахом строили оборонное предприятие союзного значения.
Корпуса Сморгонского завода оптического станкостроения внушительно смотрятся снаружи: с размахом строили оборонное предприятие союзного значения. Сегодня внутреннее пространство цехов впечатляет иначе: загружена примерно треть мощностей. Идем по пролетам с заместителем генерального директора по кадрам и информационной работе Владимиром Косоковским. Он вводит в курс дела. Зарплата у рабочих скромная (около 130 тысяч в месяц в начале этого года), и она ниже, чем средняя по промышленным предприятиям района. Проблемы у производственного коллектива типичные: как добыть заказы, пополнить оборотные средства, расплатиться с долгами за энергоносители, обеспечить приток молодежи. Если Владимира Леопольдовича в цехе останавливают, то спрашивают, будет ли завтра работа?

У людей тревога насчет скрытой безработицы, сокращения рабочих мест, пожалуй, главная. Среди рабочих и инженеров обостряется конкуренция. Не все, правда, улавливают эти изменения: заводская многотиражка "Сморгонский станкостроитель" все еще бичует сатирическим словом выпивох на производстве...

Хотелось понять, как в подобной ситуации люди относятся к таким, как Косоковский, - с его обязанностями информировать, воспитывать, разъяснять. Хотя с ним-то случай скорее особый. На заводе он явно человек востребованный: опытный кадровик, умелый организатор спартакиад, желанный и внимательный собеседник. Его портрет, кстати, заносился на районную Доску почета, ему доверили возглавлять территориальную избирательную комиссию по выборам в местные Советы. В данном случае видно, полностью оправдала себя поговорка: не место красит человека, а человек место.

Помню, как в свое время спорили высокие минские управленцы: вводить или не вводить штатную единицу зама руководителя "по идеологии". Решили, что сделать это нужно. Для исполнения решения в Сморгонском районе на такую должность назначили свыше 60 заместителей руководителей. Потом начался процесс размывания этой "вертикали". Открыто или тихой сапой на предприятиях и в учреждениях статус информаторов снижали, а также нагружали их всякими дополнительными функциями. От неудачно подобранных кадров (болтунов по природе и привычкам) просто избавлялись. Первоначальный штат таких работников сократился вдвое или даже больше. Теперь и дельные помощники руководителя находятся под ощутимым жимом дефицита финансов на предприятиях. Иных еще терпят, но иными дорожат. Дорожат, понятно, теми, кто, как и Владимир Косоковский, обогатил статус личной инициативой, творчеством, находчивостью.

Среди самих замов по информированию сложилось убеждение (в беседах со многими я это слышала): жизнеспособен и полезен, скажем по-современному, менеджер по работе с персоналом. Они есть, к примеру, в международных или японских корпорациях, и функция точно такая же: воспитывать "фирменный" патриотизм, нацеливать на достижение результата, продвигать брэнд на рынке - в конечном итоге добывать новую славу и стране в целом, поддерживая ее высокий имидж за рубежом, крепить корпоративные качества. Чем не перспективная модель для Сморгонского завода оптического станкостроения, который даже в сложной фазе своего существования выполняет уникальные заказы для России и Китая, Украины и Канады, Кореи и Индии?

Вообще же за время существования отечественной системы информирования населения наработана достаточно объемная практика, которая уже просится на обобщение. А также требует глубокого всестороннего анализа, обновления, а пожалуй, и "большой чистки" - исключения тех элементов, которые отпали сами собой, себя не оправдали или же вовсе дают отрицательный эффект.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter