О будущем Европы

Оправдан ли евроцентризм

Нам кажется, что сейчас весь мир озабочен только одной проблемой — крымской (кстати, в Карловых Варах я живу на улице Крымской, которая плавно переходит в Ялтскую, а параллельно им идет улица Московская). И хотя Крым/Украина/Россия, конечно, в топе всех мировых новостей, но мир волнует далеко не одна эта проблема.


Например, сейчас в Гааге проходит Всемирный ядерный саммит. Он случается каждые два года, и его основная цель — предотвращение ядерного терроризма. Мир по–прежнему волнует ситуация в Сирии и в Израиле. Да, это можно увязать с крымским кризисом. США шантажируют Россию разрывом дипломатических отношений с Сирией и тем, что могут прекратить сотрудничество по химическому разоружению. Но США и Россия далеко не единственные игроки на этом поле. Азию волнует история с пропавшим авиарейсом Куала–Лумпур — Пекин: как, почему, где обломки? Южную Америку волнует ситуация в Венесуэле и не только там. Мир велик, разнообразен, многолик и разноголосен. Почему мы думаем, что Крым волнует всех? Во–первых, потому, что он волнует нас: слишком близко, слишком много общего нас связывает. Во–вторых, потому что мы привыкли, что все главные мировые события происходят у нас, в Европе.


Мы по определению евроцентристы. Мы привыкли, что мир вращается вокруг нас. И мы пропустили момент, когда реальность изменилась и сместилась. В сторону от Европы. Когда я жила в Китае, то была уверена, что мир вращается вокруг Азии.


Мир вращается вокруг места нашего жительства, думаем мы. Миллиарды людей, живущих на других континентах, думают так же о своем месте жительства.


Мы сейчас живем в мире, в котором 29% всех многонациональных фирм и 41% новых прямых иностранных инвестиций происходят из растущих и развивающихся экономик, а не из США и Европы. А это означает, что эпоха глобального доминирования северо–американских и европейских (и примкнувших к ним позже японских и южнокорейских) компаний закончилась. А с окончанием каждой экономической эпохи меняется, как правило, и геополитический расклад. Этот болезненный слом мы сейчас и наблюдаем. В книге «Глобальные поворотные точки» экономисты Мауро Ф.Гиллен и Эмилио Онтиверос пишут: «Растущие экономики стали представлять более половины глобальной деятельности. На них приходится две трети золотовалютных резервов, и они дополнительно аккумулируют 2 млрд. долларов США каждый день». Добавлю, что из этих 2 млрд. половина приходится на Китай. Так насколько оправдано то, что мы продолжаем считать Европу центром мира?


На Мюнхенской конференции по безопасности о будущем Европы и ренессансе НАТО говорили много и охотно. Что понятно: о себе поговорить любят все. Но насколько оправдано такое самолюбование? 95–летний Гельмут Шмидт, участник самой первой конференции в Мюнхене, иногда подремывавший в своем кресле, а потом куривший прямо на сцене (что вообще трудно себе вообразить, но уважение к возрасту и заслугам...), на вопрос о том, будет ли через 10 лет существовать НАТО, ответил как отрезал: «Мне все равно, будет НАТО через 10 лет или нет», чем вызвал бурный смех и бурные же аплодисменты в зале.


Мы все же иногда можем посмеяться над собой. В 1950 году европейцы составляли 20% населения Земли. Это и тогда не было подавляющим перевесом, а с каждым годом эта цифра уменьшается. По прогнозам, в 2050 году европейцев останется всего 7%. «Если так и дальше пойдет, — говорит Гельмут Шмидт, — НАТО будет, а вот ЕС, возможно, и нет». И дальше: «Европейцы переоценивают собственную значимость и все время ссылаются на достижения последних 50 лет. Но это может быть не актуально. У нас есть великая русская литература — Толстой, Достоевский, Чехов, есть великая французская литература, немецкая литература, а мы спорим о существовании НАТО. Мне кажется, мы отстали от времени». На самом деле нужно быть 95–летним человеком, чтобы позволить себе сказать вслух такую правду. Но и в этом возрасте не все рискнут.


Кто–то говорил, что Европе нужен конфликт, чтобы встряхнуться. Теперь конфликт и встряска есть. Но, как мне кажется, главное даже не это. Главное — то, что Европа действительно отстает от событий. Не желая принять истину, что главное в мировой экономике уже происходит не здесь. Россия заявляет, что не слишком боится экономических санкций со стороны США и даже Европы. Все верно, у нее рядом есть Китай, который, как ни крути, от этого нового европейского конфликта выигрывает больше других. Хотя бы потому, что в этой ситуации наверняка сможет выторговать себе хорошую скидку на газ. Наш век — не европейский. Просто нам трудно это принять.


Советская Белоруссия №56 (24439). Среда, 26 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter