Опереточные штампы вышли из моды
27.01.2012
К радости поклонников классической музыки, в Минске довольно органично прижились международные фестивали Юрия Башмета и Владимира Спивакова. Прославленный российский танцовщик Андрис Лиепа ставит здесь спектакли и даже собирается провести на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета юбилейный вечер по случаю своего 50–летия. Все это, несомненно, раскрасило культурную жизнь города. Но вот что обидно: порой свет от этих звездных брэндов слишком слепит глаза. Слушатели совершенно забывают о наших артистах, достойных не меньшего внимания и вынужденных пребывать на этих гламурно–музыкальных «праздниках жизни» в лучшем случае в качестве музыкального «гарнира» к основному «блюду», в худшем — в качестве непрошеных гостей.
— Это была инициатива театра, и я сразу с ней согласилась. Хотя первая реакция у меня была непосредственная: «Это же большие деньги!», — смеется Гайда. — Дело в том, что полноценные творческие контакты между театрами после распада Советского Союза на долгое время прекратились, что не могло не сказаться на уровне оперетты. Все как–то замкнулись на себе. Не было творческого обмена между труппами. Может быть, наш проект не совсем фестиваль, а, скорее, творческая встреча коллег и друзей, но тем не менее, надеюсь, он восполнит образовавшийся вакуум. Верю, что эта программа привлечет внимание публики к современной оперетте, даст новую пищу для размышлений актерам, режиссерам, дирижерам, критикам, менеджерам, которой сейчас всем так не хватает. В последние годы нам было сложно — происходили изменения в руководстве театра. Сейчас мы полностью обновились и всеми силами стремимся вернуть утраченные позиции, поднять художественный уровень постановок, привлечь звездные имена. Мне такой художественный вектор очень симпатичен. Важно, чтобы наша труппа стала частью современной музыкальной культуры страны, а не плыла сама по себе неизвестно куда. По–моему, это получается. Конечно, любые постановки и фестивали — это большие деньги. Надеемся на спонсоров, на понимание коллег. Сегодня нередки случаи, когда из–за профессиональной солидарности вполне известные артисты выступают на подобных фестивалях без гонорара, потому что важно общение. И все это понимают: за деньги дружбу и партнерские отношения не купишь.
— Кто уже откликнулся на приглашение?
— Это первый фестиваль в жанре оперетты за долгое время. Почему так?
— Не могу ответить... В опере подобные форумы проводили и Мария Биешу, и Елена Образцова. А у нас — никто. Помню, единственный форум оперетты прошел в Минске где–то в 1988 году. Конечно, обидно. В отличие от других театров за всю свою историю мы, например, так и не побывали на серьезных гастролях в Москве. Такой вот скромный коллектив.
— Наталия Викторовна, 20 апреля в Минске откроется и фестиваль Владимира Спивакова, на два дня вы с ним совпадете. Не боитесь конкуренции?
— Да, конечно, какой–то отток публики неизбежен, хотя у нас все–таки свой зритель. Я думаю, поклонникам оперетты будет интересно посмотреть на молодых талантливых солистов. А Спиваков приезжал и будет приезжать. Кстати, сама стараюсь не пропускать концертов с его участием.