Операция стратегического назначения

50 лет назад были созданы РВСН — ракетные войска стратегического назначения...

17 декабря 1959 года. Среди миллионов исторических дат ничем на первый взгляд не примечательный день. И лишь специалисты знают, что Совет Министров СССР тогда принял решение, серьезно повлиявшее на расстановку сил в мире. 50 лет назад были созданы РВСН — ракетные войска стратегического назначения.


Пожалуй, ни один из видов Вооруженных Сил в своем становлении не проходил такой короткий путь. В послевоенные годы была подготовлена база, разработано ракетно–ядерное оружие, созданы первые образцы управляемых баллистических ракет. Но на раскачку молодым войскам времени не дали: стратегические ракетчики были нужны здесь и сейчас.


В первое время в РВСН направлялись авиационные специалисты из расформированных частей. Обучить их, отработать слаженность, организовать службу по уставу оказалось непросто. Для допуска подразделений к боевому дежурству необходимо было сдать зачеты и произвести пуск ракеты на полигоне. А это, как вспоминают ветераны, колоссальное психологическое и физическое напряжение, настоящее испытание на прочность. Как не дрогнуть в суровых зимних условиях Казахстана, когда в степи дует сильнейший ветер, а температура порой опускается до 30 градусов ниже нуля? И надо не только выстоять, но и подготовить ракету к старту, совершить пуск. Задача — сложнейшая.


— Работы с ракетным вооружением в дивизии шли непрерывно. Задач было так много, что работали круглые сутки, забыв о свободном времени и выходных днях, — вспоминает офицер оперативно–технического пункта управления службы ракетного вооружения 49–й ракетной дивизии Святослав Клейменычев. — Приходилось дневать и ночевать на станциях выгрузки, а то и на полевых позициях с дивизионами. Сдача снимаемой с эксплуатации техники, учеба, ввод новых сооружений, получение оборудования — все это напоминало гигантскую карусель, в которую были вовлечены сотни военных и гражданских коллективов. Но о трудностях и лишениях тогда никто особо не думал, ведь пионеры РВСН делали дело, нужное для страны.


Стоит вспомнить и о еще одной важнейшей ракетной специальности, которая сформировалась в те годы. Речь о механике–водителе самоходной пусковой установки (СПУ). От умения и мастерства этих людей зависела не только боевая готовность каждой установки, но и ядерная безопасность во время маршей. Спросите, а что здесь сверхсложного? Сел за баранку, жми на газ. Все так, если не учитывать габариты и специфику «груза». К примеру, СПУ «Пионер» весила 84 тонны при длине 22 метра. СПУ «Тополь» и того больше — 104 тонны. Длина установки составляла 25 метров. При скорости 40 километров в час на автомагистралях и в лесу искусство управления требовалось ювелирное. Поэтому морально–деловые качества будущих механиков–водителей ракетоносцев тщательно изучали специальные комиссии. А окончательное решение по каждому кандидату принимал лично командир дивизии!


Отобранные прапорщики направлялись в учебный центр в Капустин Яр (полигон в Астраханской области). В течение двух месяцев по 10 — 12 часов в сутки они изучали мельчайшие нюансы управления спецмашинами. Особое внимание уделялось практическому вождению.


— Когда мы прибыли в Капустин Яр, тесным казармам и бытовым неурядицам не удивились, — рассказывает о своем опыте обучения механик–водитель 170–го ракетного полка 49–й ракетной дивизии А.Борисевич. — Больше огорчили проблемы с учебно–материальной базой. На первых порах не хватало технической литературы, наглядных пособий. Но вскоре ситуация изменилась. В учебку прислали хороших преподавателей, появилась и специальная литература. Некоторые тренажеры, кстати, создавали сами. В общем, за 2 месяца получили неплохую техническую подготовку, научились водить и обслуживать машины.


Шлифовали теоретические навыки во время полевых маневров. В 1984 году лидская ракетная дивизия участвовала в крупных учениях «Запад–84». А двумя годами позже дивизион СПУ отрабатывал задачу по преодолению водной преграды. Предстояло пересечь Неман по понтонной переправе. Участники той операции никогда не забудут захватывающее зрелище: громадные машины, покачиваясь на понтонах, переправляются на противоположный берег...


Механики–водители не подкачали, обошлось и без поломок, что еще раз подтвердило высокое качество техники. Известно, что ракетные комплексы «Пионер», «Тополь», «Тополь М», а также машины боевого управления, машины подготовки к пуску, автомобили связи и другие были смонтированы на тягачах, выпущенных на Минском заводе колесных тягачей. «Знак качества!» — говорили тогда ракетчики.


Михаил КОМЗОЛОВ, ветеран 49–й ракетной дивизии, подполковник в отставке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter