Операция "мобилизация"

Двадцатилетие "мобильника" Беларусь встретила прогрессирующей демократизацией рынка сотовой связи.
Двадцатилетие "мобильника" Беларусь встретила прогрессирующей демократизацией рынка сотовой связи. После выпуска в марте 1983 года компанией "Моторола" первого в мире коммерческого портативного сотового телефона утекло много воды. Этакая "колотушка" размером с полкирпича весила почти 800 граммов и предлагалась американцам за 3.995 долларов. Бешеная цена янки не испугала, они тысячами становились в очередь на приобретение новинки.

В большинстве своем американцы, наверное, уже и не представляют, что "мобильник" мог быть столь дорогим. Зато у нашего соотечественника еще живы в памяти те шальные времена, когда "труба" была неизменным спутником колоритных субъектов в малиновых пиджаках с золотой, толщиной в палец, цепью на том месте, где должна быть шея, но по некоему недоразумению выросла сразу бритая мясистая голова. Это первая половина девяностых. Тогда я из журналистского любопытства побывал в офисе первого в стране оператора сотовой связи компании "БелСел", где симпатичная сотрудница отдела продаж демонстрировала мне новинку, последний писк, аппарат "Бенефон" "всего лишь" за 3.200 "баксов". Уж не припомню, какие чувства тогда меня переполняли, но явно не желание стать "мобильным". С тогдашними тарифами на звонки "труба" или, как ее еще называли в определенных кругах, "ручник" за несколько мгновений хладнокровно пожирала месячный заработок среднестатистического белоруса.

Приход в 1999 году еще одного сотового оператора - компании "Velcom" - посеял в массах зерна надежды на более либеральный доступ к прелестям мобильной связи. Но прорастить их суждено было лишь новости о том, что Беларусь приглашает второго оператора сотовой связи стандарта GSM. Конкуренция - великая вещь. К ней "Velcom" стал готовиться еще до прихода соперника. Плавно пошли вниз тарифы, исчезли малопонятные сборы за якобы тестирование аппаратов. А потом началась тарифная война. Наблюдать за действиями противоборствующих сторон было одно удовольствие. Заманчивые предложения сыпались, будто из рога изобилия. Беспрецедентно низкие тарифы на внутрисетевые звонки, льготная стоимость разговоров с любимым номером, разнообразие тарифных планов... Борьба за клиента - дело нешуточное. И она выиграна. В первую очередь массовым потребителем.

Общая численность абонентов сотовой связи в Беларуси перевалила за полмиллиона. 450 тысяч у "Velcom", 75 тысяч у МТС и 20 тысяч у "БелСел". С технологической точки зрения сравнительно небольшая Беларусь весьма продвинута. "БелСел" достаточно широко развил сеть уходящего в прошлое аналогового стандарта NMT. "Velcom" и МТС сражаются за превосходство на поле самого популярного нынче стандарта GSM. Стремясь опередить время, "БелСел" начал развитие сети третьего поколения cdma2000. А резкий рост совокупной абонентской базы за последний год, похоже, лишь начало всеобщей "мобилизации" Беларуси.

Услугами сотовой связи пока пользуется не более 5 процентов населения, и это говорит о перспективности рынка. О потенциале роста имеет смысл говорить в сравнении хотя бы с ближайшими соседями. В России, например, сотовой связью охвачено около 15 процентов граждан, в Польше - 33. Ну а если за ориентир принять Чехию с ее 80 процентами, то станет ясно, что мы лишь в самом начале пути.

Это позволяет делать весьма амбициозные прогнозы. По оценкам специалистов компании МТС, уже к концу этого года количество абонентов сотовой связи в Беларуси приблизится к миллиону. А в 2006 году "мобильники" будут у 3 миллионов 773 тысяч человек. То есть в проекции на демографическую ситуацию дня нынешнего - более чем у трети трудоспособного населения. При этом для себя МТС на конец года "столбит" чуть больше 246 тысяч абонентов. "Velcom" рассчитывает, что встретит новый год с семьюстами тысячами клиентов. "БелСел" пока таких прогнозов не делает, но и не скрывает, что некоторого прорыва в росте своей абонентской базы ждет после 31 марта, когда сеть cdma2000 заработает во всех областных центрах.

Тонкие маркетинговые многоходовки, которые разыгрывают операторы рынка, не могут не радовать общественно полезным результатом. На владельца "трубки" уже не смотрят косо, скажем, пассажиры маршрутного такси. Это, несомненно, большой шаг вперед. И если прогнозы развития услуги оправдаются, то не далек день, когда звонящий "мобильник" перестанет быть раздражителем и для пассажиров трамвая или электрички.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter