Операция “Кооперация”.

Потребкооперация может стать не только стратегическим элементом Беларуси, но и ее ярким национальным брендом.    

Потребкооперация может стать не только стратегическим элементом Беларуси, но и ее ярким национальным брендом.

Социальная роль потребительской кооперации в Беларуси — малоизученный феномен. Но и невооруженным глазом видно, что сводить ее к банальной сети магазинов, снующим по провинциальным дорогам автолавкам да всевозможным заготовительным конторам было бы просто недальновидно. Хотя кооперативные магазины ежедневно посещают более 1,2 миллиона человек, назвать потребкооперацию снабженческо-заготовительной системой язык не поворачивается. Это самое настоящее явление в жизни белорусского общества. И его успехи, как и проблемы, не могут не волновать каждого. Не случайно вопросы работы Белкоопсоюза стали одной из тем декабрьской коллегии Комитета госконтроля Беларуси.

Из кооператоров — в премьеры

В Великобритании первые кооперативные предприятия были основаны в начале XIX века благотворителями, стремившимися улучшить положение рабочих, а на территории “одной шестой части суши” потребкооперация оформилась в 1896 году на торгово-промышленном съезде в Нижнем Новгороде и получила наиболее широкое развитие в СССР. Сельская потребкооперация решала в Советском Союзе по сути дела стратегические задачи — торговую, закупочную и производственную. Из ее рядов вышел один из самых известных хозяйственников ХХ века — председатель Совета Министров СССР в 1964—1980 годах Алексей Косыгин.
В нашей стране Белкоопсоюз — многоотраслевая структура, обеспечивающая работой почти 100 тысяч граждан, а услугами — миллионы. Транспортный парк Белкоопсоюза, состоящий из шести тысяч грузовых авто, за год наматывает почти 170 млн км — больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

Повернуться к людям лицом

Сегодня небольшие частные магазины “задвигают” на задний план солидные универмаги, уводя у них клиентуру практически из-под носа. Классическим стал недавний случай в Москве, где возведенный на престижном проспекте Андропова огромный торговый центр оказался убыточным из-за серьезных логистических просчетов. Что уже говорить о маленьких сельпо?
А потому первоочередной задачей Белкоопсоюза сегодня стала заготовительная деятельность. Проще говоря, закупка у населения страны излишков продукции. А с этим есть серьезные вопросы. “Около 40 процентов стабилизационных фондов потребкооперации хранится у сельхозпроизводителей, — констатирует председатель КГК Беларуси Александр Якобсон. — Это просто профанация заготовительной деятельности! У колхозов якобы закупают продукцию, она там и продолжает лежать”.
Действительно, треть заложенного картофеля и лука, больше половины капусты, свеклы и моркови, а также две трети яблок хранятся в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах по договорам хранения. Но дело даже не в этом. А в том, что потребкооперация и здесь заметно сдает позиции частнику. В 2010 году ею закуплено лишь 23 процента заготовленной в стране клюквы и брусники, треть черники и голубики. А в нынешнем году лишь гродненские фирмы “АВС” и “Мока” заготовили грибов в пять раз больше, нежели все организации Белкоопсоюза.

Просроченный товар станет нонсенсом

В Белкоопсоюзе эти проблемы знают и по мере возможности стараются решать. Сегодня как госструктуры, так и рядовые потребители отмечают высокое качество обслуживания и широкий товарный ассортимент в магазинах Белыничского, Логойского, Оршанского, Шкловского райпо. И список этот далеко не полный.
“Одним из главных приоритетов в своей работе мы считаем повышение качества обслуживания населения, — подчеркивает председатель правления Белкоопсоюза Сергей Сидько. — В последнее время открыты 178 торговых объектов шаговой доступности для удобства населения. Например, замечательные магазины появились в Горецком, Любанском, Чашникском райпо. Возрождены 25 комиссионных магазинов и специализированные отделы еще в 125 магазинах. Но проблемы пока остаются. И самая актуальная — непрекращающиеся факты реализации товаров с истекшим сроком годности. Но я убежден: в конечном итоге мы добьемся, что просроченный товар в магазине будет считаться нонсенсом”.

 В нашей стране Белкоопсоюз — многоотраслевая структура, обеспечивающая работой почти 100 тысяч граждан, а услугами — миллионы. Транспортный парк Белкоопсоюза, состоящий из шести тысяч грузовых авто, за год наматывает почти 170 млн км — больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

По мнению министра торговли Беларуси Валентина Чеканова, подобные перспективы можно приблизить жестким реагированием на выявленные случаи неправомерных действий продавцов. “Пока одного-двух не накажешь, ничего в этой порочной практике не изменить, — уверен министр. — Сегодня заходишь в магазин, продавщицы убирают с прилавков просроченный товар — и как будто проблема решена”. “Позицию продавца понять несложно: за нереализованный товар он платит из своего кармана, — заметил Александр Якобсон. — Но если у продавца будет жесткая персональная ответственность, он трижды подумает, стоит ли предлагать покупателю просроченные товары”.

Сельпо в стиле модерн

Хочется верить, что так оно и будет. В конце концов, не заслужили сельские жители отношения к себе на уровне магазинного плинтуса. Финансовые условия для нормализации положения есть: за девять месяцев текущего года торговыми организациями Белкоопсоюза получена чистая прибыль в 5,7 раза выше, нежели в прошлом году. И потребкооперация может стать не просто эталоном обслуживания, но и без преувеличения национальным брендом. Недавно автор этих строк принимал дальних родственников из Украины, впервые приехавших в нашу страну. Одним из самых ярких впечатлений от Беларуси они назвали сельповские магазины на автодороге Гомель—Минск, во многом сохранившие советские интерьеры, но при этом изобилующие натуральными отечественными продуктами.
Кстати, сама Украина смогла превратить сельпо в национальный бренд, но несколько иного типа. По всей стране расположены около двухсот супермаркетов магазинной сети “Сiльпо”, в одном Киеве их уже два десятка. Торгово-коммерческая задумка, замешанная на ностальгии, оказалась весьма удачной, при этом ассортимент некоторых “современных сельпо” насчитывает до 20 тысяч наименований товаров.

На пороге ренессанса

Девиз этой украинской сети магазинов звучит подстать задумке: “Для вас мы меняемся к лучшему!” А ее успех — лишний повод задуматься, не пора ли и белорусской потребкооперации пережить свой ренессанс, избавившись от ставших ненужными атавизмов. Например, на фоне крупных промышленных предприятий Минсельхозпрода потеря производителями — переработчиками Белкоопсоюза конкурентоспособности — очевидный факт. Потребкооперация выпускает в Беларуси всего 3 процента колбасных изделий и 11 процентов полуфабрикатов, а восемь консервных заводов Белкоопсоюза обеспечивают лишь 3,5 процента общереспубликанского объема.
“Надо уходить от переработки “по старинке”, это объективно, — считает и Александр Якобсон. — Думаю, эта функция в Белкоопсоюзе со временем отпадет”. Но задача повышения качества обслуживания населения не отпадет никогда. Кстати, опыт реорганизации у потребительской кооперации Беларуси имеется: в 1965 году у нее изъяли целую отрасль — 2319 мастерских бытового обслуживания населения. Полвека спустя становится очевидным, что возрождение потребительской кооперации — это не ее прошлое, это — наше будущее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter