Операция “Елка”

“Зеленые патрули” переходят на усиленный режим работы

“Зеленые патрули” переходят на усиленный режим работы

За восемь лет водительского стажа меня работники ГАИ останавливали всего четыре раза для банальной проверки документов или по причине мелких нарушений ПДД. В общем, все стандартно. А вот на днях, когда я выезжал из Столбцов, лишь за полчаса жезл сотрудника ДПС мелькнул перед лобовым стеклом автомобиля с предложением остановиться для досмотра трижды. И все из-за того, что в салоне виднелись колючие лапки елки. Нонсенс? Скорее закономерность: в преддверии новогодних праздников лесная охрана совместно с работниками природоохранных структур, МВД и патрульно-постовой службы на стратегически важных перекрестках дорог развернули так называемые зеленые патрули против елочных браконьеров. В лесах же нынче настоящий ажиотаж: рейдовые бригады лесной охраны с раннего утра и до полной темноты появляются на самых глухих дорогах и тропинках, как из-под земли вырастая перед потенциальными злоумышленниками, вооруженными топорами, пилами и прочими браконьерскими атрибутами. У меня с елкой было все в порядке: легально приобретенная на елочном базаре Столбцовского опытного лесхоза, она имела подробно оформленное “удостоверение личности” — квитанцию об оплате. А чтобы посмотреть, насколько эффективно поставлена работа лесной охраны, я отправился в природоохранный рейд с одной из бригад.

Дорожно-лесная служба

Восемь часов утра. Служебная “нива” отъезжает от административного здания Столбцовского лесхоза. На борту — водитель, инженер по охране и защите леса Виталий Россол, инспектор по делам несовершеннолетних Столбцовского РОВД Илья Рыбак и я. Мы держим путь в Опечковское лесничество, которое “захватывает” окраину города и дачные кооперативы. На стратегическом перекрестке дорог, где велика вероятность встретить автотранспорт с незаконно срубленным колючим деревом, встречаем мастера леса Вячеслава Бирулю. На нем поверх формы лесхоза надет оранжевый жилет. На рукаве — красная повязка с аббревиатурой “ЗП” (зеленый патруль). В руке — полосатый жезл. Он периодически выходит на дорогу и останавливает проезжающий автотранспорт, просит открыть багажник, заглядывает в салон. Если видит хвойное дерево, требует подтверждающие легальность заготовки документы.

— В Столбцах на базаре новогоднее дерево в зависимости от высоты стоит от 50 до 70 тысяч рублей. В лесничестве и того дешевле, — рассказывает Виталий Россол (на фото). — А вот за незаконную порубку можно “заработать” штраф от 650 тысяч до 6,5 миллиона рублей!

Неужели при таком раскладе кто-то еще рискует? Оказывается, такие люди встречаются. Основной контингент — сельские жители, которые всю жизнь провели рядом с лесом и привыкли пользоваться его дарами бесплатно. Но встречаются и те, кого, как говорится, бес попутал: топорик в багажнике машины завалялся, безлюдная трасса успокаивает, молодые елочки на опушке лесного массива так и манят... Руки сами тянутся совершить злодеяние.

“Нива” движется дальше, выезжает на автотрассу М1. Остановка на парковке возле объекта придорожного сервиса, или попросту кафе. По сведениям моих провожатых, здесь регулярно автовладельцы совершают попытки пройтись с парковки в недалекий лес с “колюще-режущими”. Стоянка длится около получаса — полет нормальный, попыток что-то рубить и тащить не замечено. Но, проехав по дороге не более пятисот метров, замечаем легковую машину, выезжающую с опушки леса. Наш водитель лихо развернулся, “нива” перегородила путь потенциальному браконьеру. Тот при виде надписи на борту “Охрана природы” вильнул, объехал препятствие и вдавил педаль газа в пол. Подняв тучу грязи на обочине, автомобиль скрылся за поворотом дороги.

— Мы не обладаем полномочиями преследовать нарушителя (в том, что это именно браконьер, у участников рейда после увиденных “финтов” сомнений нет), — отвечает на мой немой вопрос Илья Рыбак. — Наша машина не оборудована проблесковыми маячками, с нами нет представителей ДПС, поэтому водитель, даже если мы его настигнем, имеет право не останавливаться.

А вот если бы “гонщик” не успел тронуться с места или был замечен среди деревьев, наверняка уже за голову хватался бы, просил не составлять протокол, убежден Виталий Россол: на “своей” территории у лесной охраны полномочия самые широкие.

Место встречи изменить нельзя

Тем временем мы движемся дальше. Цель — лесной массив, окруженный дачными участками и деревнями. Здесь в прошлые годы частенько в предпраздничные дни появлялись свежие еловые пеньки: каждый уважающий себя местный житель считал едва ли не долгом основательно проредить молодую поросль. “Нива” загоняется на обочину лесной дороги, надпись “Охрана природы” маскируется за деревьями. Ждем. А инженер по охране и защите леса тем временем продолжает проводить ликбез.

По многолетним наблюдениям лесоводов, наибольшее количество попыток вырубить елку происходит в выходные дни, когда и у браконьера времени больше, и природоохранные структуры теоретически “спят”. Самые “критические” дни — непосредственно перед праздниками. За день до католического Рождества “нечисть” значительно активизируется, затем успокаивается, а за пару дней до Нового года вообще как с цепи срывается. Самое любимое для “покушений” время суток — вечер, когда наступают сумерки, но еще полностью не стемнело.

— Кто-то может загодя выбрать жертву: присмотреть самое красивое и “удобное” дерево днем, просто прогулявшись по лесу. А уж срубить норовят в темноте, — делится Виталий Россол. — Так ведь и лесная охрана не дремлет, отлично знает все повадки браконьеров.

Впрочем, в лесу на этот раз все спокойно. Едем дальше, в Окинчицкое лесничество. Скоро я поеду на вокзал, а рейдовая бригада отправится дальше, ведь до темноты еще много времени, да и территория лесхоза обследована далеко не вся. На окраине Столбцов — еще один “зеленый пост”.

Всего таких “кордонов” в пределах Столбцовского лесхоза четыре. Каждый из года в год устанавливается на одном и том же месте. По словам Виталия Россола, посты перекрывают основные направления движения автотранспорта в районе.

— Наши люди совместно с представителями ГАИ дежурят все светлое время суток, выборочно останавливают транспорт, проводят досмотр.

— Водители не скандалят?

— Уже нет. В прошлые годы, бывало, возмущались, однако постепенно привыкли, относятся к таким проверкам с пониманием, чаще улыбаются, чем раздражаются. Заметно, как меняется менталитет людей. Они стали более ответственно относиться к охране природы. Случаев задержания браконьеров все меньше. Счет идет уже на единицы. И это не может не радовать.

Вообще, усиленная охрана новогодних деревьев у лесной охраны из вынужденной необходимости все больше превращается в традицию. Впрочем, от хороших традиций, как известно, не отказываются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter