Операция «Багратион»: наступление продолжается

Блистательная операция «Багратион» застала противника врасплох...

(Продолжение цикла публикаций материалов из Национального архива к 70–летию освобождения Белоруссии. Начало в «СБ» от 13, 14 февраля, 14 марта, 1 апреля.)


«По тракту Ивенец — Воложин 3 июля двигались колонны немецких автомашин, артиллерии, кавалерии, пехоты.


4 июля по тому же маршруту проходили венгерские части. 5 июля с утра отступающие войска гнали советских военнопленных, взятых в 1942 году, и мужчин среднего возраста под Минском. Отдельные колонны отступающего противника пытаются пробиться через Налибокскую пущу в направлении Налибоки.


Бригада им. Сталина обнаружила одну такую колонну близ деревни Петриловичи и атаковала ее из засад вечером 4 июля. Убиты 120 немцев, взято 5 пленных, захвачены богатые трофеи, 600 пленных».


Это не победная реляция, а сухая шифртелеграмма и.о. командира партизанского соединения Барановичской области Г.Сидорка первому секретарю ЦК КП(б)Б Пантелеймону Пономаренко о боях с отступающими частями противника. Описываемые события разворачивались 3 июля — в день освобождения Минска — и в последующие сутки. Это время, когда половина Белоруссии уже была очищена от нацистов и предстояло еще пройти столько же, чтобы выйти к рубежам на Буге и Немане. Но если восток нашей страны освобождали с конца 1943 года до начала июля 1944–го, то из западных районов врага окончательно изгнали быстро — к концу июля.


Блистательная операция «Багратион» застала противника врасплох. Это был своего рода ответ истории на неудавшийся гитлеровский «блицкриг» в начале Великой Отечественной войны. Как все происходило в первую неделю после 3 июля, рассказывают документы Национального архива.


3 июля партизанская бригада им. ЦК КП(б)Б в 19 часов 40 минут с боем овладела райцентром Островец. Из документа узнаем, что «в процессе боя уничтожено два склада с боеприпасами и обмундированием. Захвачены трофеи: легковая машина, склад с бензином, гарнизонная аптека, оборудование лесопильного завода. Бригада удерживает местечко Островец».


Немцы отступали. При этом кое–где им удавалось разрушить дома, сжечь оставленное имущество. В Минске, однако, они не успели взорвать административные здания, в том числе Дом правительства. Командир партизанской бригады «Беларусь» Минской области А.Юрковцев сообщал 5 июля: «Город Руденск бригадой не дали сжечь противнику до прихода Красной Армии».


На севере и на юге от Минска Красная Армия освобождала все новые населенные пункты. Представитель Белорусского штаба партизанского движения (БШПД) на 1–м Прибалтийском фронте И.Рыжиков инструктировал командиров партизанских формирований: «Активнее и смелее, и шире взаимодействуйте с наступающими частями Красной Армии. Встречайте, перехватывайте и решительнее громите отступающие вражеские войска, автоколонны, обозы. Не давайте противнику увозить военное имущество и награбленное добро, захватывайте имущество, а при невозможности — уничтожайте его».


О том, насколько серьезные потери несли немцы от ударов красноармейцев и партизан, говорит шифртелеграмма командира партизанской бригады «Буревестник» Минской области М.Мармулева начальнику БШПД Петру Калинину от 6 июля: «Бригада 3 дня держит рубеж по реке Птичь в районе деревень Подгатье и Сомолева, ведя бои по уничтожению окруженной группировки противника. За эти дни убито около 600 и взято в плен около 300 немцев».


Партизанам, как им и советовали из центра, удавалось сохранить имущество и жизни людей в районах, в которых проходили наступательные операции. Красноречивые факты приводятся в донесении штаба 16–й Смоленской партизанской бригады (не ранее 6 июля): «Бригада соединилась с частями Красной Армии в следующие числа: 5 июля 1944 г. — 3 отряда в районе м. Свирь, 6 июля остальные 3 отряда — в м. Михалишки.


3.7.44 г. в 17.00 основные силы противника ушли на м. Поставы и осталась группа факельщиков и диверсантов в м. Свирь с целью сжечь дома и разрушить каменные здания и мелкие предприятия. 5–й и 6–й партизанские отряды, двигаясь передовыми, ворвались в м. Свирь, и в результате противник сбежал, сжег только 6 домов.


Вообще население, населенные пункты, скот остались целиком в Свирском районе за незначительным исключением».


Из–под Барановичей приходили известия о том, что «6.7.44 г. отряд им. Калиновского при сопровождении раненого ком. взвода наткнулся на засаду, сила противника в р–не Петухово до 200 чел. После двухчасового жестокого боя отряду удалось засаду расчленить на 2 части и правый фланг противника оттеснить к р. Березине, после чего окружить его. Левый фланг штурмом разогнан. Убитых на левом фланге обнаружено 8 чел. Немцы раненые разбежались. Окруженные немцы после ведения боя истощились в боеприпасах и вынуждены были сдаться в плен в количестве 62 чел.».


К 8 июля БШДП подвел некоторые итоги: «Партизанские отряды Белоруссии продолжают наносить удары по коммуникациям, тылам и отступающим колоннам немецких войск и вылавливать их остатки на освобожденной территории. По поступившим неполным данным, партизаны Белоруссии, взаимодействуя со стремительно продвигающимися частями Красной Армии, с 26.6 по 5.7 истребили более 3.800 и взяли в плен 3.560 немецких солдат и офицеров, уничтожили 3 танка, 4 бронемашины, 159 автомашин, захватив при этом большое количество вооружения, боеприпасов, обмундирования и другого военного имущества. Продолжая удары по ж.–д. коммуникациям, партизаны Белоруссии за период с 20.6 по 5.7.44 взорвали 57.614 рельсов».


Первая неделя после освобождения Минска была периодом стремительного наступления Красной Армии и партизан на немцев. Победы давались трудно. Гибли люди. Командир партизанского соединения Брестской области С.Сикорский 8 июля описывал в рапорте секретарю ЦК КП(б)Б П.К.Пономаренко те тяготы, которые приходилось переносить жителям оккупированных районов от остававшихся еще там нацистов: «В связи с наступлением Красной Армии во всех районах области, особенно в Коссовском, Березовском, Антопольском, Кобринском, противник активизировал террор, массовую эвакуацию населения в Германию. Уничтожает посевы, эвакуирует лесопильные заводы Ивацевичи, Береза, Бронная Гора. Угоняет лошадей, скот, минирует железнодорожные сооружения, подходы к ним и дорогам».


За западные районы Белоруссии бои еще шли три недели. Сикорский характеризовал это время так: «Нарастает паника среди немецких служащих, и их семьи начали эвакуироваться. Партизанские отряды ежедневно ведут бои на коммуникациях и в ряде мест ведут бои по спасению населения».


В начале июля 1944–го в некоторых районах Белоруссии ситуация оставалась противоречивой.


Из информации командования партизанской бригады «Железняк» Минской области (9 июля): «Основное количество групп солдат и офицеров противника из соединений и частей, разгромленных на Лепельском направлении, в данный момент достигли линии р. Березина и, используя броды и пешие переправы в лесных массивах, просачиваются на западный берег. Встречаются группы противника численностью 200 и более человек. Большинство из них потеряли боеспособность и ищут подходящего случая сдачи в плен.


Полное отсутствие продовольствия заставляет противника выходить по пути продвижения в населенные пункты, чем значительно облегчается выявление маршрута следования групп.


В данной обстановке имеется полная возможность быстрого выявления и уничтожения групп противника.


Указанные отрядам районы контролируются недостаточно. Не установлено патрулирование населенных пунктов и перекрестков лесных дорог. Не налажена должным образом связь с сельскими Советами, уполномоченными деревень и населением.


Ослабление контролирования территории позволяет группам противника в отдельных случаях переходить к активным действиям и наносить ущерб частям Красной Армии и населению».


Из шифртелеграммы командования 208–го отдельного партизанского полка им. И.Сталина: «Полк в ночь на 7 июля держал тяжелые бои. Партизаны атаковали сильно укрепленную станцию Парохонск — 250 немцев. Станция взята. По шляху Лунинец — Пинск разбиты охранные гарнизоны. Полк засадами не дает противнику восстанавливать дороги».


О том, что при общих успехах еще были участки, где противник мог взять временный реванш, напоминали 8 июля командиру партизанского соединения Пинской области Василию Коржу в шифртелеграмме от командования 61–й армии 1–го Белорусского фронта: «Из вашего донесения можно предположить, что вы опаздываете. Ваш сосед Беспоясов действует более активно. Он уже делал успешные нападения на ст. Парохонск. Если вы опоздаете отрезать Лунинец с запада, то противник благополучно уйдет в Пинск. Все внимание на перехват дороги (ж.–д. и грунтовых) между Лунинец и Парохонск».


Командиру партизанской бригады им. В.Куйбышева Пинской области В.Антоновичу также пришли ценные указания из 61–й армии: «Ваши действия робки и пассивны. Добейтесь невозможности противнику пользоваться дорогами от Лунинец на Пинск, на участке Парохонск — Ловча. Нужны смелые нападения на дорогу; ее разрушение, особенно мостов и линий связи. Донесите об исполнении. Ваш сосед Беспоясов действует лучше».


П.Калинин 8 июля предупреждал В.Коржа: «По нашим данным, противник пытается вывести Пинскую флотилию по Днепро–Бугскому каналу. Путем высылки диверсионных групп не допускайте вывода флотилии противником». Командир партизанского соединения Брестской области С.Сикорский также был поставлен перед фактом: «Усильте разведку района канала. Примите все меры по недопущению вывода флотилии противником».


Советская Белоруссия №86 (24469). Суббота, 10 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter