Операция «Багратион», продолжавшаяся всего пять недель, привела к разгрому немецкой группы армий «Центр» и освобождению БССР с последующим выходом на территории Литвы, Латвии и Польши

Операция «Багратион»: Мощь. Ярость. Мужество

Лето 1944 года вошло в историю Второй мировой и Великой Отечественной войн как время мощнейших наступательных операций и блестящих побед Красной Армии. 23 сентября 1943 года советские войска освободили первый белорусский город — районный центр Комарин Полесской (Гомельской) области. С этого дня начался долгий и тяжелый путь изгнания оккупантов с многострадальной, но непокоренной земли Беларуси. 3 июля наши войска вошли в Минск, а последним крупным городом на пути отступления разбитой немецкой группы армий «Центр» в ходе наступательной операции «Багратион» стал Брест. «СГ» расскажет о некоторых вехах этого героического пути.

НА СНИМКЕ: воины-освободители на центральной площали Минска. Июль 1944 года.

ГОРОДСКОЙ поселок Комарин на Брагинщине... Рядом с центральной площадью немой свидетель тех событий — братская могила. В ней покоятся 799 красноармейцев-освободителей, среди которых 6 Героев Советского Союза. Поселок освободили в ходе Черниговско-Припятской операции передовые части 13-й армии Центрального фронта, 8-я и 74-я стрелковые дивизии 15-го стрелкового корпуса, 129-я отдельная танковая бригада и партизанский отряд имени Ворошилова.

Местной жительнице Анне Пименовне Марчук 98-й год. К сожалению, из-за болезни ей сложно вспомнить подробные события того времени. Еще пару месяцев назад она легко могла бы рассказать о том, как освобождали родной поселок. Как тяжело люди переживали оккупацию, как вражеские самолеты утюжили бомбами их дома, как расстреливали каратели мирных жителей и с еще большим остервенением зверствовали, когда советские солдаты подходили к Комарину, а жители узнавали долгожданных освободителей по маленькой красной звездочке, выглядывающей из распахнутой плащ-палатки.


Отступая, ошалевшие от злости фашисты оставляли после себя страшные и кровавые картины. На освобожденной территории БССР советские солдаты столкнулись со следами массовых расстрелов военнопленных и мирных жителей, выжженными селами и разрушенными городами. В публикуемых документах за июль 1944 года отражены последствия политики оккупантов, которые разрушали народное хозяйство, осуществляли террор в отношении мирного населения и угоняли его в Германию.

Примерно в 40 километрах от Брагина еще один город, чье название увековечено в битве за Днепр, — Лоев. Он оказался в эпицентре событий в октябре 1943-го. Мне приходилось бывать на высоченном берегу, где тогда укрепились гитлеровцы. Внизу на воде красноармейцы были как на ладони. И солдаты заведомо шли на смерть, переправляясь под градом пуль и снарядов вплавь, на плотах и лодках. Газета «Правда» об этом писала так: «На Днепре бойцы превзошли сами себя. Их нельзя назвать храбрыми, они сверххрабрые...» За освобождение Лоевского района 323 воина удостоены звания Героя Советского Союза!

К концу года освободили Хотимск, Климовичи, Мсти­славль, Ветку, Кричев, Краснополье, Чериков, Дрибин, Лиозно, Добруш, Сураж, Речицу, Хойники, Корму, Наровлю, Чечерск, Буда-Кошелево, Городок… 

26 ноября 4-я стрелковая дивизия 25-го стрелкового корпуса, 115-й укрепрайон 11-й армии, 102-я стрелковая дивизия 29-го стрелкового корпуса 48-й армии Белорусского фронта, бойцы Гомельского (под командованием генерал-майора И.П. Кожара) и Полесского (полковник И.Д. Ветров) партизанских соединений изгнали фашистскую нечисть из Гомеля. Стрелок 1-й роты 39-го стрелкового полка 4-й Бежицкой стрелковой дивизии ефрейтор М.И. Васильев водрузил Красное Знамя на полуразрушенном здании городской электростанции, а литсотрудник красноармейской газеты «Знамя Советов» 11-й армии лейтенант Г.В. Кирилюк — на пожарной каланче. 

А в начале 1944-го самыми первыми приветствовали своих освободителей жители Ельского района, где за 2,5 года оккупации захватчики убили более 5 тысяч человек, а 1,5 тысячи угнали в Германию. Бои за Ельск шли несколько месяцев, красноармейцам приходилось даже отступать, но к 8 утра 11 января город был взят.

Весной 1944 года установилась линия советско-германского противостояния протяженностью 1200 километров (огибала Минск, проходила с севера на юг восточнее Витебска, Орши, Могилева, Жлобина, по реке Припять) — так называемый «балкон» (выступ в восточную сторону, глубиной 270 километров), имевший огромное военно-стратегическое значение. Гитлеровская группа армий «Центр» обеспечивала довольно устойчивое положение немецких войск в Украине и Прибалтике. Выступ служил еще и прикрытием для Польши и Восточной Пруссии (оттуда до Германии рукой подать), помогал налаживать совместные действия группам армий «Центр», «Север» и «Северная Украина». Он нависал над правым флангом 1-го Украинского фронта, и гитлеровцы, имея возможность маневрировать, наносили удары с воздуха. Они делали все, чтобы укрепить свои позиции, соорудили целую систему полевых рубежей и сооружений. Это помогло им отбить 11 наступательных операций, проведенных с 12 октября 1943-го по 1 апреля 1944 года войсками Западного фронта на Оршанском и Витебском направлениях. Тем не менее в январе и феврале 1944-го Красная Армия вышибла врага из Лельчиц, Мозыря, Калинковичей, Рогачева и Озаричей. В последнем размещались лагеря смерти. 

ПЛАН будущей масштабной наступательной операции «Багратион» разрабатывался Сталиным, Генштабом Красной Армии (начальник — Маршал Советского Союза Александр Василевский) и заместителем Верховного главнокомандующего Маршалом Советского Союза Георгием Жуковым. Предполагались совместные действия четырех фронтов. Перед 1-м Белорусским фронтом под командованием Константина Рокоссовского поставили задачу: разгромить бобруйскую группировку и развивать наступление на Слуцк и Барановичи, охватить с юга и юго-запада минскую группу немцев. Севернее действовали три других фронта: 1-му Прибалтийскому и 3-му Белорусскому (командующие генералы Иван Баграмян и Иван Черняховский) приказали разгромить витебскую группировку, охватить борисовско-минскую группу немцев со своего фланга и продолжить наступление на Вильнюс. 2-й Белорусский фронт во главе с генералом Георгием Захаровым наступал на Минск.

Крупномасштабная операция «Багратион» была проведена в два этапа: с 23 июня по 4 июля и с 5 июля по 29 августа 1944 года. Первый этап — Витебско-Оршанская, Могилевская, Бобруйская, Полоцкая и Минская операции, второй — Вильнюсская, Белостокская, Люблин-Брестская, Шяуляйская и Каунасская операции.

Наступление началось 23 июня 1944 года, и в тот же день наши солдаты принесли освобождение жителям Шумилино. Один за одним вытесняли захватчиков из Сенно, Бешенковичей, Чаусов, Дубровно, Толочина, Кировска, Жлобина, Орши, Шклова, Глуска, Быхова… Уже в ходе первых ударов оборона противника начала стремительно рушиться. Министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс зафиксировал в своем дневнике: «Как гром среди ясного неба прозвучало известие о том, что большевикам удалось прорвать наши позиции посредством грандиозного наступления». 

Основной вспомогательной силой, повлиявшей на ход операции «Багратион», стали партизаны, которые к весне 1944 года контролировали более половины территории БССР. Еще за три дня до начала операции народные мстители развернули третий этап «рельсовой войны». За одну ночь они взорвали более 40 000 рельсов. Полностью парализовали движение на линиях Орша — Борисов, Орша — Могилев, Молодечно — Полоцк, Лида — Молодечно, Брест — Барановичи — Минск — Барановичи — Лунинец... Благодаря партизанам многие железнодорожные пути не были восстановлены до самого завершения операции «Багратион». Разные источники называют разную их численность. Например, монография белорусских историков «Великая Отечественная война советского народа» указывает, что общее число партизан к концу войны превышало 374 тысячи. 

Витебск был освобожден 26 июня войсками 43-й и 6-й гвардейских армий 1-го Прибалтийского фронта и 39-й и 5-й армий 3-го Белорусского фронта в ходе Витебско-Оршанской операции. Особенно отличилась в боях 158-я стрелковая дивизия 84-го корпуса 39-й армии. В районе Витебска, Орши и Бобруйска в окружение попали значительные силы вражеских войск.

Могилев гитлеровцы превратили в крепость: в городе и в 3—4 километрах от него создали три рубежа обороны, а мосты через Днепр заминировали. 26 июня 1944-го части 49-й (генерал-лейтенант И.Т. Гришин) и 50-й (генерал-лейтенант И.В. Болдин) армий 2-го Белорусского фронта при содействии 4-й воздушной армии (генерал-полковник К.А. Вершинин) замкнули кольцо окружения группировки войск противника вокруг Могилева и разгромили ее. 28 июня областной центр был освобожден, а за героизм и мужество, проявленные в этой операции, 28 советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза, 21 части и соединению присвоено почетное наименование «Могилевских». 

ФРОНТ уверенно приближался к столице Беларуси. Одна из жительниц деревни Кленник Смолевичского района Мираида Юркевич рассказывала: «Летом 1944 года партизаны преду­предили, что близко войска действующей армии, фашисты, зажатые ими, будут зверствовать, надо укрыться. Помню, как шли наши танки. А папа взял в доме горшок с цветущими комнатными цветами огонек и поставил на первый танк. Потом пехота шла, очень много раненых было. Так пришла Победа!» Да, будь то маленькая деревня или крупный город, вычищенные от нацистской нечисти, для белорусов, натерпевшихся с лихвой за годы оккупации, каждый шаг был действительно победой. 

Около полуночи 2 июля по Московскому шоссе к Минску вплотную подошла 4-я танковая бригада (в составе 2-го гвардейского танкового корпуса 31-й армии 3-го Белорусского фронта) гвардии полковника Олега Лосика, а в 3 часа ночи одна из первых вошла в город. В боевом донесении от 3 июля 1944 года начальнику Генштаба Красной Армии Маршалу Советского Союза Александру Василевскому начальник штаба 3-го Белорусского фронта генерал-лейтенант Александр Покровский сообщал: «…вой­ска 31-й армии во взаимодействии с частями 5-й танковой армии, успешно развивая наступление, в 9.00 утра 3 июля стремительной атакой танков и пехоты овладели Минском».

НАХОДЯСЬ в окружении под столицей, в том самом клокочущем Минском котле, гитлеровцы (105 тысяч человек) не получили поддержки от немецкого командования, их в очередной раз, как и под Сталинградом, бросили на произвол судьбы. В историю вошла радиограмма, отправленная 5 июля из 4-й и 9-й армий в собственный тыл командованию группы армий «Центр»: «Сбросьте с самолета хотя бы карты местности, или вы уже списали нас?» Ответа не дождались, и 8 июля армии сдались. Далее практически переставшая существовать армия вермахта, шагающая почти под звуки победного марша в 1941 году на Москву, пятилась назад. 16 июля был освобожден Гродно (16-го — правобережная часть города, 24-го — занеманская его часть), а 28 июля советские войска вошли в Брест. Этот день и считается датой завершения освобождения БССР от немецко-фашистских захватчиков. После освобождения Беларуси операция «Багратион» продолжилась и завершилась 29 августа уже на территории Польши.

СПРАВКА «СГ»


План наступательной операции «Багратион» разрабатывался Сталиным, Генштабом Красной Армии (начальник — Маршал Советского Союза Александр Василевский) и заместителем Верховного главнокомандующего Маршалом Советского Союза Георгием Жуковым. Он предполагал совместные действия четырех фронтов. Согласно замыслу Сталина, для взятия Бобруйска намечался мощный лобовой удар. Однако командующий 1-м Белорусским фронтом Константин Рокоссовский предложил нанести два удара по сходящимся направлениям, окружить и уничтожить бобруйскую группировку. Верховный главнокомандующий не ожидал возражения и, недовольный, предложил Рокоссовскому (с 1937 по 1940 год он провел в «Крестах» как «агент польской разведки») хорошенько подумать в соседней комнате. Полководец был неумолим, тогда Сталин еще раз отправил его «подумать». Рокоссовский стоял на своем, и в конечном итоге вождь с ним согласился. 


Лично мне и представить сложно, как можно было за каких-то 5 недель пройти более 600 километров не просто пешком, а еще и с тяжелейшими боями. Это я посчитала расстояние от Шумилино, которое первым освободили во время «Багратиона», до Бреста.

И еще вот о чем. Мечта Гитлера пройтись парадом по Красной площади в Москве сбылась, только несколько иначе и намного позже. 17 июля у 57 600 немецких военнопленных, захваченных в Беларуси, конечно, было «дефиле» во главе с 19 генералами при полном параде — с крестами и жезлами. А сзади за «победной» колонной шли поливальные машины…

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter