Когда появятся новые игроки по работе с ТКО

Оператор на мусоре не зацикливается

Выбор единого оператора по вывозу мусора и его утилизации в Минске — одна из задач реформирования городского ЖКХ. Первые тендеры состоялись еще в 2015 году. Предполагалось, что в январе 2016-го на рынок придут новые игроки. Однако до сих пор столичный жилфонд обслуживают те же, что и ранее, организации. Почему, узнавала корреспондент «Р».


Фото Владимира Шлапака

Напомним, что единый оператор должен обеспечить полный цикл обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Это значит, что эти самые ТКО — пищевые отходы, бумагу, стекло, пластмассу, все то, что попадает в контейнер, нужно не только перегрузить в мусоровоз, но и доставить на свалку. Среди обязанностей — организация вывоза мусора, в том числе крупногабаритного (то, чем раньше занимались ЖЭСы и ЖРЭО), содержание контейнеров и контейнерных площадок в чистоте, раздельный сбор ТКО и их утилизация.

Если раньше дворник не только выкатывал контейнер на площадку, но и убирал с нее то, что просыпалось при выгрузке в кузов, то сейчас за состояние площадки в ответе оператор. Как, впрочем, и за все остальное — начиная от своевременного вывоза мусора и заканчивая его захоронением на полигоне. По сути, это объединение нескольких функций, как говорится, в одних руках.

Цель у начинания благая — увеличить вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот, уменьшить объемы отходов, подлежащих захоронению, снизить затраты на санитарное содержание контейнерных площадок. Предполагалось, что в каждом районе Минска должна появиться как минимум одна такая отдельная организация.

Ключевое слово здесь – «должна». Потому что за семь месяцев так и не появилась. Не привлекла даже возможность единого оператора самостоятельно распоряжаться средствами. Ведь на его счет будут поступать все деньги за вывоз и утилизацию, а он сам станет рассчитываться с полигоном за захоронение. Это, по задумке, должно заинтересовать оператора в раздельном сборе и сортировке. И он сам решит, потратиться на захоронение или заработать на переработке вторичных ресурсов. Тем более возможности такие есть. В Минском районе построена сортировочная линия на 60 тысяч тонн вторсырья в год. Не за горами строительство завода на 100 тысяч тонн. Еще один – тоже на 100 тысяч тонн — строит частное предприятие. В этом году закончат проектирование завода по сортировке мусора на 350 тысяч тонн в Тростенце. Работает завод и по переработке строительных отходов на 450 тысяч тонн.

Так почему частник не спешит воспользоваться предложением? Почему обслуживанием жилфонда по-прежнему занимаются только УП «Спецкоммунавтотранс» и СООО «Ремондис Минск» — постоянные игроки рынка?

Понятно, что мощностей у этих гигантов хватает на весь город. Но ведь и их возможности не безграничны. Тем более мусора с каждым годом становится все больше. Это подтверждают нормы его накопления. Сейчас на одного минчанина, проживающего в благоустроенном жилфонде, приходится 2,68 кубического метра в год. Хотя еще 2 года назад это было 2,43 кубометра. Только организациями ЖКХ ежегодно вывозится 4 миллиона кубических метров ТКО, которые выбрасывает население.


Фото Юрия Мозолевского

Быть может, смущает, что прибавилась еще одна нагрузка — вывоз крупногабаритных отходов. В Центральном, Партизанском, Ленинском, Советском, Первомайском и Заводском районах города этим занимается УП «Спецкоммунавтотранс», в Московском, Фрунзенском и Октябрьском — СООО «Ремондис Минск».

Причины «невыбора» самые разные. У одних не хватает производственных мощностей, у других — водителей, третьи не хотят браться за полный цикл по предлагаемому тарифу: сегодня это 5,1 рубля за один кубический метр ТКО. В итоге — несостоявшиеся торги. А можно ли вообще обойтись без тендера?

— Нет, услуга по обращению с ТКО — основная жк-услуга, оказываемая на конкурсной основе, – объясняет заместитель генерального директора по благоустройству, санитарному состоянию жилищного фонда и работе с населением ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Галина Гилевич. – Поэтому проводится выбор единого оператора по обращению с ТКО.

К слову, не меньше половины участников торгов — частные компании. А требования, предъявляемые к потенциальным исполнителям услуги, одинаковы для всех участников независимо от формы собственности. Почему так и не состоялись процедуры выбора единого оператора? Причины разные — от поступления предложения только от одного участника до несоответствия представленных предложений конкурсным документам (техническому заданию на закупку), уточняет Галина Гилевич.

Хорошо. А сколько организаций готовы стать единым оператором? Наверняка их в Минске хватает. Поисковик выдает с десяток фирм, при ближайшем рассмотрении вижу, что многие охотнее занимаются промышленными и строительными отходами. Звоню в одну из них. Там признаются: в тендере поучаствовали бы, да слишком большой круг обязанностей пугает. Одно дело — просто забрать мусор и вывезти его на полигон, другое — думать, как организовать его раздельный сбор или утилизацию. Во второй не скрывают: подсчитали предполагаемые затраты и решили, что овчинка выделки не стоит. А без полного цикла обращения с ТКО такие организации уже неинтересны горжилкомхозу. Замкнутый круг? Отнюдь. Специалисты уверены: проблема с выбором единого оператора решится тогда, когда завершится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, проводимой в рамках реформирования системы ЖКХ страны.

misnik@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter