Оперативность, компетентность, эффективность

В конце 90-х годов в агропромышленный комплекс Беларуси стала поступать универсальная техника для уборки важнейших видов продовольственных, кормовых и технических культур, выпуск которой освоило производственное объединение "Гомсельмаш".
В конце 90-х годов в агропромышленный комплекс Беларуси стала поступать универсальная техника для уборки важнейших видов продовольственных, кормовых и технических культур, выпуск которой освоило производственное объединение "Гомсельмаш". В эксплуатации находится уже более 1.400 уборочных комплексов "Полесье" на базе универсального энергосредства УЭС-2-250А с различными комплектами сменных адаптеров. Продукция "Гомсельмаша" представлена также зерноуборочными комбайнами КЗС-7, кормоуборочными комбайнами, косилками-плющилками, сеялками точного высева и другой техникой.

Теперь в объединении поставлена более масштабная задача и ведется создание системы машин, которые должны обеспечить комплексную механизацию всей технологической цепочки в растениеводстве от посева до уборки урожая. Эта система включает как технику, уже освоенную в производстве, так и новые образцы, находящиеся на разных стадиях разработки. Высокий технический уровень новых машин "Гомсельмаша" потребовал не только современных гибких технологий и создания новой системы управления качеством, но и новых отношений производителя с потребителями нашей продукции. Стало очевидным, что должна быть полностью перестроена деятельность сервисной службы. В основу ее работы были положены три принципа: оперативность, компетентность, эффективность.

- В 1997 году, когда мы начали реорганизацию нашей системы сервиса, существовала сеть опорных пунктов, на каждом из которых работал представитель объединения, - рассказывает руководитель сервисной службы "Гомсельмаша" Валерий Руденков. - Эта система к тому времени уже исчерпала свои возможности и не обеспечивала современного уровня сервиса. Мы заключили договоры с предприятиями Минсельхозпрода, на базе которых были созданы технические центры ПО "Гомсельмаш". В 1997 году их было 7, а сейчас в Беларуси - уже 12, каждый из которых обслуживает определенный регион. В России создано 26 таких подразделений на базе предприятий "Росагроснаба". В центрах создан и постоянно пополняется запас частей и агрегатов, работники прошли обучение на "Гомсельмаше". Техцентры являются дилерами объединения. Они продают технику и запчасти, производят гарантийный и послегарантийный ремонт, предпродажную подготовку и запуск машин в работу, обследуют после уборочного сезона и дают рекомендации, как их эффективно использовать. На базе центров специалисты объединения обучают механизаторов.

Продажа техники теперь максимально приближена к потребителю. Ему не нужно ездить на завод - в любом из техцентров в Беларуси можно приобрести машины "Гомсельмаша", полностью готовые к работе. О том, насколько эффективна новая система техобслуживания, говорят и такие цифры. В 1997 году по утвержденному в республике нормативу на устранение одного отказа гарантийной техники не должно уходить более 5 суток. Сервисная служба "Гомсельмаша" тогда в этот норматив не укладывалась и устраняла один отказ в среднем за 5,4 суток. Благодаря развитию сети техцентров, укреплению их материально-технической базы, росту профессионального уровня работников уже в 1998 году этот показатель снизился до 3,5 суток. Эта цифра с каждым годом продолжала снижаться, а в 2002 году составила 1,2 суток. Это значит, что сервисная служба "Гомсельмаша" по времени устранения отказа гарантийной техники вплотную приблизилась к уровню ведущих мировых фирм, и можно реально говорить о следующем рубеже - 24 часа.

Оперативную помощь техцентрам в период уборочных работ оказывают мобильные выездные бригады. А в этом году на "Гомсельмаше" действуют уже 20 таких бригад. Они оснащены всем необходимым для диагностики и ремонта сельхозтехники. Для их обеспечения созданы склады масла, фильтров и других расходных материалов.

По итогам 2002 года лучшим признан техцентр на базе ОАО "Мозырский снаб", которым руководит Анатолий Жильский. В прошлом сезоне техцентр на высоком уровне обеспечил гарантийный и послегарантийный ремонт техники в своей зоне обслуживания (а это 10 районов). За год обучено 85 механизаторов. Начальник техцентра Александр Ерома уже 35 лет занимается техническим обслуживанием сельхозмашин.

- Мы заключили договоры на послегарантийное обслуживание со всеми хозяйствами нашей зоны, - говорит Александр Борисович. - При отказе техники руководителю достаточно позвонить - и наши специалисты сразу же выезжают. Никаких проблем с запчастями, обслуживание и ремонт любого уровня. Никакой предоплаты. Только после запуска машины в работу мы выставляем счет, и хозяйство оплачивает оказанные услуги.

На "Гомсельмаше" в числе лучших называют также техцентры, работающие на базе Щучинской сельхозтехники, Минскоблагросервиса и Пинскрайагропромснаба. А вообще начальник отдела технического и сервисного обслуживания продукции по Беларуси Валерий Зайцев считает, что различий в качестве услуг техцентров "Гомсельмаша" все меньше. Каждый из них стремится повышать уровень работы. Все хорошо понимают: вызов бригады из Гомеля - это упущенная выгода и поэтому стремятся проблемы устранять самостоятельно.

Целенаправленное развитие техцентров позволило перейти к новому этапу совершенствования системы технического обслуживания. К нынешнему уборочному сезону объединение совместно с ними впервые в Беларуси провело комплексное обследование и подготовку к работе всех зернокормоуборочных комплексов КЗР-10 и зерноуборочных комбайнов КЗС-7.

Система технического обслуживания ПО "Гомсельмаш" будет развиваться и совершенствоваться. Но с полным правом можно сказать, что уже создана реально действующая система сопровождения каждой проданной машины в течение всего срока эксплуатации.

Для конструкторов "Гомсельмаша" информация, поступающая от техцентров, необходима для совершенствования выпускаемых машин, создания новых в точном соответствии с запросами потребителей. А руководители хозяйств могут быть уверены: технические центры контролируют ситуацию и в случае необходимости их помощь будет быстрой и эффективной.

Анатолий КОМКОВ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter