Оперативно и на высоком профессиональном уровне

Прошедшая парламентская сессия была насыщенной и продуктивной. Принят ряд важных проектов законов, которые регулируют отношения в банковской, земельной и других сферах. Но многое еще предстоит сделать. О пройденном пути и планах на будущее беседа с заместителем Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Сергеем Заболотцем.

— Сергей Макарович, многие принятые в последнее время законопроекты имели широкий резонанс в обществе. Это свидетельство того, что депутаты обращаются к действительно актуальным проблемам современности.
— Возможно, нашим предшественникам в чем-то было сложнее. Им приходилось формировать весь правовой массив практически с нуля. В первую очередь принимались документы, которые составляют основу законодательства. К тому же сам нормотворческий процесс был еще не отработан. Поэтому принятие злободневных законов порой затягивалось. Создание прочного правового фундамента развития страны позволило нам переключить свое внимание на решение насущных дел. Да и время стало другое. Темпы жизни, темпы развития страны ускорились, и, естественно, законодательство стало более мобильным. То, что раньше могли делать годами, сегодня требует оперативного решения.
— Что было в центре внимания депутатов?
— Идет активный процесс вывода нашей экономики на качественно новый уровень. Поэтому логично, что самым содержательным направлением нашей работы стала подготовка законопроектов в этой сфере. Здесь следует выделить проект Бюджетного кодекса. С его принятием связаны наши планы на переход к поэтапному внедрению программного метода финансирования расходов, к среднесрочному бюджетному планированию. Кодекс также предусматривает согласование нашей бюджетной классификации с требованиями международных стандартов.
Развитие рыночных отношений потребовало нового взгляда на правовые аспекты отношений собственности, в частности собственности на землю. Принятый проект Кодекса о земле позволит вывести из тени рынок земельных участков, повысить их инвестиционный потенциал.
Одна из тенденций современной экономики — повышение роли сырьевых ресурсов в обеспечении национальной безопасности, в том числе продовольственной. Своеобразным ответом на этот вызов стало рассмотрение блока законо-
проектов, призванных повысить эффективность использования природных ресурсов. Это проекты Кодекса о недрах и Закона “О мелиорации земель”.
Интеграция в мировое экономическое пространство невозможна без упорядочения и унификации требований в таких сферах, как техническое нормирование и стандартизация, обеспечение единства измерений, аудиторская деятельность, реклама, регулирование таможенных тарифов. И в этом направлении мы сделали хороший шаг. В первом чтении приняты проекты законов, касающиеся совершенствования деятельности товарных бирж, свободных экономических зон. В этом же ряду и ратификация соглашений в сфере экономики, среди которых следует выделить ратификацию 13 международных договоров, создающих основу правовой базы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России в рамках ЕврАзЭС.
— Ипотечному кредитованию в Беларуси дан зеленый свет. Однако ряд моментов остаются неурегулированными. Что планируется еще сделать?
— Вы правы, проблемы остаются. Чтобы давать кредиты на двадцать, тридцать, сорок лет, банкам необходимо иметь долгосрочные финансовые ресурсы. С другой стороны, и у людей должны быть деньги хотя бы на первый взнос. Кроме того, банкам нужны гарантии, что их клиенты будут исправно погашать свои долги. Во всех этих направлениях работа уже ведется. Первый конкретный шаг — Декрет Президента от 20 марта 2008 года, в соответствии с которым процентная ставка налога на сделки с ценными бумагами снижена с сорока до двадцати четырех процентов. Это активизирует работу банков, повысится их финансовый потенциал. В дальнейшем предполагается принять законы о фондовых биржах и ценных бумагах. Таким образом будет создана основа для накопления банковских долго-
срочных ресурсов. Решить проблему сбережений граждан поможет принятие законов о жилищных строительных кассах и премиях, которые дадут людям возможность накапливать деньги на первый взнос с помощью государства. А что касается злостных неплательщиков по ипотечным кредитам, то в законодательстве должна быть норма, которая давала бы право выселять должников из жилища. Поправки в Жилищный кодекс уже подготовлены.
— В стране принято решение о строительстве АЭС. Однако строительство — это не только производственные вопросы, но и вопросы безопасности населения, использования атомной энергии и так далее.
— Думаю, что кризисное мироощущение, которое заставляло наше общество шарахаться от самой мысли, что у нас может быть построена атомная электростанция, уже в прошлом. Мы многое сделали для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Да и мировая практика шагнула далеко вперед. Все лучшие отечественные и мировые наработки в этой области нашли отражение в законопроектах “Об использовании атомной энергии” и поправках в Закон “О радиационной безопасности населения”. Эти документы закладывают даже более жесткие нормы обеспечения безопасности, чем в странах, где АЭС уже существуют. Впереди принятие других нормативных актов, необходимых для регулирования деятельности в сфере атомной энергии.
— Что еще из наработок минувшей сессии вы считаете необходимым отметить?
— Депутаты внесли свою лепту в укрепление национальной безопасности, обороно-
способности страны и охраны правопорядка. По-новому решены многие узловые моменты в области защиты прав трудящихся, защиты материнства и детства. Принята новая редакция Закона “О здравоохранении”. Проделана большая работа по защите прав потребителей. Отмечу, что данный законопроект был инициирован и разработан депутатами.
Особо я бы выделил создание законодательного механизма по гарантированному возмещению банковских сбережений граждан. Это укрепление не только авторитета нашей банковской системы, но и авторитета государства. Кстати, несмотря на непростую ситуацию в мировом финансовом хозяйстве, вклады населения в белорусские банки стабильно растут.
Приняв эти правовые документы, мы многое сделали и для того, чтобы упростить сам процесс взаимоотношений человека с государством. На это направлен ряд законопроектов, призванных поставить заслон бюрократизму, повысить эффективность работы государственных органов с обращениями граждан.
— Коснутся ли перемены принципов работы Палаты представителей?
— Год назад в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь глава государства подчеркнул, — каждый закон должен быть актом прямого действия, соответствовать ожиданиям общества, делать жизнь людей проще, легче и комфортнее. Выполнение этой задачи требует корректировки правил, которым мы следуем в нашей деятельности. Для того чтобы законы не теряли своей актуальности, любой проект, даже самый сложный, не должен находиться в парламенте дольше одного года. А более широкое использование “пакетного” принципа подготовки документов позволит решать насущные вопросы в комплексе.
К чести моих коллег, могу сказать, что мы смогли ликвидировать и законодательный “долгострой”.
— Осенью Палата представителей нынешнего созыва соберется на “прощальную” сессию. Что на ней предполагается рассмотреть?
— Во-первых, проект бюджета на 2009 год. Работу над ним мы уже начали — нам ее и завершать. Далее могу назвать проекты законов “О товарных биржах”, “О кредитных историях”, “Об органах пограничной службы Республики Беларусь”... Предстоит также объемная работа по дальнейшему формированию международной договорно-правовой базы. Так что и девятая сессия не будет носить для нас чисто ритуальный характер.
— Часть проектов законов, находящихся в комиссиях Палаты представителей, останется в наследство будущим депутатам. Не приведет ли это к некоторому замедлению в принятии данных документов?
— Депутаты третьего созыва тоже когда-то впервые переступили порог Овального зала, но это не помешало им справиться с работой. Во-первых, случайному человеку попасть в Палату представителей практически невозможно. Большинство из депутатов имеет солидный жизненный опыт. Многие были руководителями государственных органов, крупных предприятий, учреждений. К тому же в каждом новом созыве всегда остается определенная часть депутатов из предыдущих составов. Эти парламентские старожилы составляют костяк обновленного депутатского корпуса и помогают своим впервые избранным коллегам быстро войти в курс дела. Кроме того, существует система различных организационно-методических мероприятий с привлечением специалистов, ученых, практиков.
— Осенью предстоят выборы в Палату представителей. От чего зависит, на ваш взгляд, степень сменяемости депутатского корпуса и его состав?
— Причин, и объективных, и личных, наверное, много. Но самая главная из них — это все же мнение избирателей. Согласитесь, если за четыре года работы в парламенте человек не смог проявить себя конкретными делами, у него мало шансов вновь заслужить доверие народа. В Палате представителей много депутатов, которые заработали серьезный авторитет, и если они решат баллотироваться на новый срок, то поддержка им обеспечена.
— По количеству рассмотренных вопросов весенняя сессия была рекордной. С каким настроением вы уходили из Овального зала после закрытия последнего пленарного заседания?
— Интенсивная, напряженная, нужная людям работа мне приносит удовлетворение. Тем более это относится к работе, которую тебе доверили избиратели.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter