Опера на Рождество

Звезды мировой оперы из семнадцати стран поздравили белорусских зрителей с новогодними праздниками.

Звезды мировой оперы из семнадцати стран поздравили белорусских зрителей с новогодними праздниками.

В Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси стало хорошей традицией накануне Нового года проводить Рождественский оперный форум, и вот уже четвертый год он дарит зрителям встречи с известнейшими солистами мира. На этот раз удивить белорусскую публику красотой и силой голосов приехали мастера вокального искусства из семнадцати стран – России, Украины, Польши, Чехии, Болгарии, Канады, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана и других.

Минский международный Рождественский оперный форум является самым масштабным и одним из самых любимых проектов Большого театра оперы и балета Беларуси. Состоявшись впервые в 2010 году, праздник оперы, как его еще иногда называют, быстро завоевал уважение и зрительскую любовь.

– Форум является одним из наиболее ярких и запоминающихся культурных событий в стране, – считает генеральный директор театра Владимир Гридюшко. – У него есть и своя индивидуальность – это фестиваль спектаклей, где собираются звезды мировой оперы.

«Фестивалем спектаклей» Владимир Павлович окрестил форум не зря. Ежегодно он на неделю превращается в огромную площадку для презентации лучших оперных постановок знаменитых театров и премьерных спектаклей Большого театра оперы и балета Беларуси. В нынешнем году «фестиваль спектаклей» открылся премьерой «Летучего голландца» Рихарда Вагнера. Спектакль поставил немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай – президент и руководитель ежегодного Дрезденского оперного бала и директор крупнейшего международного конкурса оперных певцов Competizione dell’Opera. Дирижером-постановщиком оперы выступил австрийский маэстро Манфред Майерхофер.

– Это первая постановка «Летучего голландца» на нашей сцене. Репертуар Большого театра впервые за многие годы пополняется произведением Вагнера, – рассказал Владимир Гридюшко. – Для нас весьма важен тот факт, что постановщики данного спектакля – носители того менталитета, который был у Вагнера.

Ярким событием стало исполнение премьеры минувшего сезона белорусского театра – оперы «Турандот» Джакомо Пуччини, поставленной режиссером Михаилом Панджавидзе. Зрители увидели оригинальную трактовку истории о прекрасной и беспощадной принцессе. Как известно, Пуччини не успел дописать оперу из-за кончины. Заключительный любовный дуэт Турандот и Калафа, которым принято заканчивать оперу, сочинил его друг Франко Альфано. Однако многие знатоки творчества Джакомо Пуччини считают, что лучшее завершение оперы – смерть рабыни Лиу, сцена, на которой сам композитор закончил свою работу. Режиссер-постановщик белорусской «Турандот» Михаил Панджавидзе именно так и заканчивает постановку – финалом без хеппи-энда. Примечательно, что главную партию Калафа в «Турандот» во время Рождественского оперного форума исполнил заслуженный артист России, народный артист Татарстана солист Мариинского театра Ахмед Агади.

По традиции, зрители в рамках форума видят не только новые постановки Большого театра Беларуси с участием лучших отечественных артистов и приглашенных звезд, но и спектакль приглашенного творческого коллектива. В этом году белорусская публика попала на «Бал-маскарад» Джузеппе Верди Санкт-Петербургского Михайловского театра, поставленный Андрейсом Жагарсом. Однажды белорусам уже выпадала возможность оценить постановки Жагарса – в прошлом театральном сезоне Национальная опера «Эстония» гастролировала на сцене белорусского Большого театра Беларуси с его «Манон Леско». Нынешняя постановка – это качественное и дорогое «зрелище» с невероятным переносом во времени, эффектными мизансценами и ярким визуальным рядом.

Поклонники камерных постановок стали очевидцами премьер нового театрального сезона «Телефон» Джана Карло Менотти, «Человеческий голос» Франсиса Пуленка, «Сначала музыка, потом слова» Антонио Сальери, «Директор театра» Вольфганга Амадея Моцарта, а также спектаклей «Медведь» Сергея Кортеса и «Рита, или Пиратский треугольник» Гаэтано Доницетти.

Большой праздник, как правило, и завершаться должен по-крупному. Финальным аккордом «фестиваля спектаклей» стал грандиозный гала-концерт, в котором приняли участие исполнители, покорившие ведущие мировые оперные площадки. В их числе солистка Национальной оперы «Эстония» Айле Ассзоний, Лорей Джейд (Канада), лауреат международных конкурсов солистка Национального театра оперы и балета Литвы Йовита Вашкявичюте, заслуженный артист России Роман Муравицкий, народная артистка Украины Татьяна Анисимова, народный артист Грузии Теймураз Гугушвили и многие другие. Приятным сюрпризом для белорусских зрителей стало выступление их землячки лауреата национальной театральной премии «Золотая Маска», обладательницы Гран-при Международного конкурса вокалистов в Голландии, солистки Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского Надежды Кучер.

– Очень неожиданно было, когда позвонили из белорусского театра с предложением выступить на форуме. И приятно – помнят еще, – признается Надежда. – Я три года после окончания музыкального училища работала здесь в хоре. Потом уехала в Санкт-Петербург учиться в консерваторию. Лет пять сюда не заходила. Сейчас здесь все совершенно по-другому, ничего не узнать. Но правду говорили – театр реконструирован по последнему слову техники.

Рождественский оперный форум в Беларуси – это действительно грандиозное музыкальное событие – с громкими постановками, мировыми звездами и яркими событиями, о которых говорят потом еще целый год, вплоть до следующего «фестиваля спектаклей».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter