ОПЕК: план или пропал

До сих пор на мировом нефтяном рынке господствовал картель ОПЕК, но завтра может все измениться.
До сих пор на мировом нефтяном рынке господствовал картель ОПЕК, но завтра может все измениться.

Делегацию Ирака на открывающейся завтра конференции ОПЕК в Вене намерен возглавить генерал Джавдет аль-Обайди. Интрига заключается в том, что этот человек никого, кроме себя самого, не представляет: новоявленный нефтяник долгие годы прожил в США, а как только войска коалиции взяли Багдад, провозгласил себя замглавы Багдада.

Итак, завтра в Вене могут столкнуться сразу две иракские делегации. Приглашенные самим картелем делегаты во главе с разыскиваемым американскими военными министром нефти в правительстве Саддама Хусейна Амиром Рашидом и "самозванцы", возглавляемые вернувшимся в Ирак диссидентом Джавдетом аль-Обайди. Наблюдатели утверждают, что эта фигура должна сыграть роль троянского коня на "шахматной доске" ОПЕК. Например, речь идет о попытке США внедрить в руководство манипулирующего мировыми ценами на нефть картеля действительно "своего человека". Если попытка инфильтрации окажется удачной, на независимости ОПЕК можно будет поставить крест. Ни одного невыгодного для США решения картель принять уже не сможет.

Это и есть итог войны в Ираке?

Вывод, который так или иначе превалирует во многих серьезных исследованиях, действительно сводится к тому, что война в Ираке - это война не за нефть, а за контроль над ее ценой. И прежде всего за то, чтобы продавалась нефть по-прежнему за доллары, а не за евро. Это борьба США с ОПЕК за право формировать цены на нефтяном рынке.

У тех, кто отстаивает подобный взгляд, имеются на руках убийственные расчеты: появление на мировой арене евро привело к снижению конкурентоспособности доллара, а заодно и несколько подорвало саму структурную основу однополярного мира. В последнее время появилось несколько вызывающих беспокойство симптомов: дефицит бюджета Соединенных Штатов составляет 60 процентов, кроме того, специалисты говорят о коммерческом, валютном дефиците.

Читатель задастся вопросом: с чего бы американский экономический механизм вдруг начало лихорадить? А с того, отвечают многие аналитики, что американская экономика во многом является "дутой", проще говоря, в ней много приписок. Мне нравится мысль, высказанная одним из наших американистов (он официально занимается внешней политикой). Так вот, экономика, по его мнению, это сфера, где надо оперировать не математическими, а психологическими методами. Потому что это проблема спроса: насколько мы убедим потребителя, настолько он вложит в наш бизнес свои деньги. Американцы достигли в этом деле совершенства: они убедили весь мир и самих себя в суперприбыльности "Энрона" и других подобных гигантов. Правда, мифы имеют свойство в один прекрасный момент развеиваться. "Энрон" "обвалился". Вот подобный обвал, только в государственном масштабе, как раз и замаячил перед Америкой.

Впрочем, никто так виртуозно, как американцы, не умеет превращать проблемы в возможности. Они сегодня изобрели самый совершенный товар, совершеннее кока-колы, гамбургера и "жвачки", который в ближайшие десятилетия будут продавать всему миру. Называется этот товар права человека. Естественно, под его упаковкой скрывается и американский контроль стратегических регионов, контроль цен на важнейших мировых рынках.

Для Буша важнейшим является контроль именно на нефтяном рынке.

43-й президент Соединенных Штатов, ставленник республиканцев и нефтяного лобби, отстаивает экономику, в основе которой лежат исчерпаемые природные ресурсы. При этом валюта США является денежным эталоном для всего мира, а американская армия выполняет функции мирового судьи. Вот главное исключение свободного рынка: социально-политический механизм, именуемый Белым домом, устанавливает законы стоимости.

В Ираке Соединенные Штаты решают сразу несколько важных для себя проблем, в том числе и устранение евро в качестве валюты при заключении нефтяных сделок. В ноябре 2000 года, когда оставалось еще целых два месяца до введения новой европейской валюты в обращение, Ирак отказался от использования доллара как денежной единицы для заключения сделок. Еще две страны, которые теперь вместе с Ираком составляют так называемую "ось зла", Северная Корея и Иран, также решили отказаться от доллара. Бразилия, Китай, Куба, Россия и Венесуэла успели сделать шаг в направлении евро, но сегодня предпочитают об этом не говорить.

В случае если ОПЕК резко и полностью перейдет на расчеты в евро, экономическая гегемония США будет висеть на волоске. Но Вашингтон прячет в рукаве свою козырную карту: военное превосходство.

И все же это не единственный сценарий развития будущего мира. Современному капиталу больше нравится интеграция: он, по сути, уже признал валютную биполярность. Он настолько гибок, что готов стать взаимно дополняющим. На мой взгляд, Владимир Путин предпочел не ссориться с Соединенными Штатами из-за Ирака не только по причине несоразмерности сил, а потому что учитывает долгосрочную перспективу - ту, которая будет после Буша.

Начиная с середины 80-х годов прошлого века в Соединенных Штатах идет борьба между республиканцами и демократами за выбор одного из двух путей развития капитализма: вверх или вниз. Путь, проповедуемый демократами, делает ставку как раз на обновляемые источники энергии, на новейшие технологии, такие как вычислительная техника, биотехнология и генная инженерия. Это трудно и не сразу даст отдачу. Но именно в этих направлениях будущее современного бизнеса, не нуждающегося в дымовых завесах типа "осей зла". Во всяком случае, хочется на это надеяться. И в этом заключается шанс для всего мира.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter