Напряженность в отношениях Ирана и стран Запада продолжает нарастать

Опасные игры в персидском заливе

Напряженность в отношениях Ирана и стран Запада продолжает нарастать. После того как британские военно-морские силы в Гибралтаре задержали иранский танкер (под предлогом нарушения режима санкций ЕС в отношении Сирии), Иран задержал два британских судна в Ормузском проливе, обвиняя их в контрабанде. На этом фоне продолжается странная «война дронов» между Ираном и США, когда американская сторона заявляет о сбитых иранских беспилотниках, а в Тегеране эту информацию опровергают. Под эту идеологическую канонаду продолжается милитаризация региона Персидского залива, куда американцы и их союзники стягивают свои силы. Призрак большой ближневосточной войны становится все более осязаемым.

iz.ru

Очевидно, своими действиями Иран дает понять, что не оставит без ответа попытки препятствовать своей международной экономической деятельности, будь то американские санкции или задержание иранских судов под надуманными предлогами. Учитывая, что Персидский залив — ключевая для Запада нефтеносная артерия, действия иранского флота, угрожающие бесперебойным поставкам ближневосточной нефти на западные рынки, могут дестабилизировать всю мировую экономику. Впрочем, Тегеран сложно заподозрить в столь далеко идущих кровожадных планах: его основная задача — заставить Запад считаться с собственными экономическими и политическими интересами. Поскольку Белый дом и его союзники не демонстрируют признаков договороспособности, Ирану приходится идти на такого рода демонстрации.

Однако демонстрация Ираном силы вряд ли остановит США. Ведь причина возрастающего прессинга на Тегеран со стороны Белого дома кроется в общем изменении геополитического расклада на Ближнем Востоке, который сегодня является самым неблагоприятным для Вашингтона за последние десятилетия. Американцы привыкли считать этот нефтеносный регион своим задним двором, однако сегодня они слабы, как никогда. Долгие десятилетия в этом регионе доминировали лояльные Вашингтону арабские королевства. После исламской революции в Иране и падения проамериканского шахского режима США удалось организовать политическую и экономическую блокаду Тегерана, исключив его из геополитических раскладов.

Снятие режима санкций по итогам сделки по иранской ядерной программе на фоне дестабилизации Ирака, Сирии и Йемена позволило Тегерану существенно нарастить свое геополитическое присутствие на Ближнем Востоке, поставив под угрозу интересы союзных США арабских королевств и Израиля. Иран, вместе с Россией принявший участие в разгроме ИГИЛ на территории Ирака и Сирии, воспользовался мобилизацией шиитского населения этих стран для укрепления собственного влияния. Все это происходило в условиях крайнего ослабления США и их союзников, которые своими действиями сначала создали все предпосылки для появления и экспансии ИГИЛ, а затем оказались не в состоянии загнать выпущенного ими джинна обратно в бутылку.

Теперь основная задача Вашингтона — выбить Иран с занятых им позиций, по возможности дестабилизировать его политическую систему и привести к власти выгодные для себя силы. Последнее сегодня выглядит маловероятным, учитывая стабильность иранской политической системы и нелюбовь Трампа к технологиям «мягкой силы». Идти на открытую конфронтацию с Ираном США и их союзники также вряд ли захотят, учитывая, что это чревато полномасштабной войной, способной хаотизировать весь ключевой для мировой экономики нефтеносный регион. Наиболее вероятной тактикой противостояния с Ираном видятся гибридные войны, ареной которых окажутся Ирак, Сирия и Йемен. Однако нельзя исключать и самых непредсказуемых сценариев, к которым может привести нынешняя «война нервов» в Персидском заливе.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter