Опасность на двух колесах

Каждое лето количество аварий с участием велосипедистов и мотоциклистов заставляет задуматься о причинах этих аварий.

Каждое лето количество аварий с участием велосипедистов и мотоциклистов заставляет задуматься о причинах этих аварий.

Тревожные данные сводок ГАИ об авариях с участием мотоциклистов и велосипедистов начинают поступать буквально сразу же, как только на улице устанавливается теплая погода. А после окончания школьного учебного года к ним добавляются и аварии с участием детей — велосипедистов и подростков, которые гоняют на скутерах и мотоциклах, часто не имея прав на управление ими.

Буквально вчера пришло грустное известие из Гродно: в больнице скончался 18-летний парень, попавший на мотоцикле в аварию под Щучином двадцать шестого июня. Все это время за жизнь молодого человека боролись врачи, но спасти его не удалось.

Есть педали — нет тормозов?

Как правило, к ДТП приводит неосторожность и несоблюдение правил дорожного движения. При этом чаще всего в транспортных происшествиях с участием двухколесного транспорта повинен сам владелец мотоцикла или велосипеда. Только за две недели июля в Беларуси произошло более десяти таких аварий — фактически каждый день по происшествию.

Например, на дороге Песчатка — Каменец — Свислочь вблизи деревни Голый Борок Каменецкого района “Фольксваген Пассат” сбил 11-летнего велосипедиста. Мальчишка, двигавшийся в попутном направлении, внезапно выехал на проезжую часть. 37-летняя женщина-водитель не успела среагировать и сбила школьника, он был доставлен в больницу с переломом и ссадинами. А ведь мальчика на дороге не должно было быть: велосипедистам в возрасте до четырнадцати лет запрещено ездить по дорогам общего пользования. Но родители, очевидно, забыли рассказать об этом сыну.

В зоне риска и нетрезвые взрослые. В поселке Красносельский Волковысского района велосипедист попал под колеса машины, выехав на встречную. 46-летний мужчина был настолько пьян, что не смог удержаться в полосе попутного направления, хотя проезжая часть оборудована соответствующими дорожными знаками и разметкой. Водитель “Пежо” явно не был готов к тому, что средь бела дня на капот его машины буквально свалится велосипедист. В результате аварии горе-ездок оказался в больнице с закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга и закрытым переломом челюсти. Водитель легковушки отделался испугом во многом благодаря тому, что был пристегнут.

Всадники “без головы”

Отдельную категорию в сводках ГАИ составляют мотоциклисты. Многие из них никогда не то что не получали прав, но даже в глаза не видели правил проезда по дорогам. В результате практически еженедельные трагедии со смертельным исходом. Как правило, такие гонщики — молодые жители сельской местности, получившие мотоцикл в подарок от родителей. На водительские права сдавать они, разумеется, и не собираются. Но если кататься по тихим деревенским улочкам вполне можно и без прав, то выезд на трассу без надлежащих знаний может привести к печальным последствиям.

Например, в Столинском районе в лобовом столкновении “сошлись” двое бесправных водителей мотоциклов. Двигаясь в темное время суток по дороге Ольшаны — Коротичи, водитель “ИЖ-6” превысил скорость и вылетел на встречную, где столкнулся с “ИЖ-5” с коляской. Водитель последнего погиб на месте, его пассажирка, ехавшая сзади, и водитель “ИЖ-6” оказались в больнице с многочисленными травмами, а девушка, ехавшая в коляске, спаслась чудом: за секунду до удара она выпрыгнула на обочину. Все участники аварии ехали без шлемов.

Часто байкеры пренебрегают этим элементарным правилом безопасности, которое зачастую способно спасти их жизнь. В полной мере это на своем горьком опыте ощутил 22-летний брестчанин. Парень на своей “Ямахе” летел в вечерний час пик по улицам областного центра. Не справившись с управлением, на высокой скорости он на одном из поворотов вылетел с дороги и ударился об ограждение. Удар пришелся на шлем, его сила была такова, что стеклопластик раскололся — верная гибель в случае, если бы водитель был без “каски”. А так “отделался” сотрясением мозга. К слову, права категории “В” у него были, но экзамена на право управления мотоциклом парень не сдавал.

Меньше колес — не меньше прав на дороге

Водители автомобилей относятся к владельцам двухколесных “коней” с насмешкой и ожидают от них неприятностей на дороге. Впрочем, и сами нередко ведут себя по-хамски, забывая, что права на дороге у всех равные. Так, в Пинске водитель минивэна сбил ребенка на велосипеде прямо на пешеходном переходе. Похоже, он решил, что велосипедист — не пешеход, поэтому пропускать его необязательно. К счастью, мальчик серьезно не пострадал. А нарушитель даже не вышел из машины, чтобы проверить, все ли в порядке с ребенком.

В темное время суток опасность увеличивается. В Лунинце случилась трагедия, которой могло бы не быть. 57-летней велосипедистке стало плохо прямо во время движения и она упала на проезжую часть. Водитель проезжавшего автомобиля остановился, чтобы оказать ей помощь, поставил знак аварийной остановки. Время было достаточно позднее, около одиннадцати вечера. Водитель “Опеля”, не заметив ни знака аварийной остановки, ни велосипеда, наехал на женщину. Оказывавший ей помощь мужчина едва успел отскочить. Пострадавшая была доставлена в больницу, где скончалась от травм. Против виновника ДТП возбуждено уголовное дело.

Как остановить “эпидемию”?

Как правило, на мотоциклах, попадающих в ДТП, ездят не имеющие прав, да еще и в состоянии алкогольного опьянения. Как пояснила Анна Банадык, пресс-секретарь УГАИ МВД, за полгода только по вине мотоциклистов было совершено девяносто семь аварий, в которых погибли пятнадцать человек, а еще сто четыре получили ранения. В двадцати случаях виновники были в состоянии алкогольного опьянения.

По вине велосипедистов было совершено пятьдесят семь ДТП, в которых погибли десять человек, а сорок восемь были ранены. При этом наблюдается рост числа аварий с участием велосипедистов, а количество аварий с участием мотоциклов снижается.

Наиболее неблагополучными по частоте аварий с двухколесным транспортом являются Брестская и Минская области. Сотрудники ГАИ проводят подворовые обходы, ведут учет всех мотоциклов, беседуют со взрослыми об их ответственности за детей-водителей, проводят и выездные мероприятия, во время которых жители сельской местности могут сдать на права на вождение мотоцикла или скутера, не выезжая в райцентр. Ведется работа и среди автомобилистов по разъяснению, что владелец двухколесного транспорта — полноценный участник движения со своими правами.

В конце июня прошла декада, посвященная предотвращению аварий с участием двухколесного транспорта. За нарушения были задержаны 1600 водителей мотоциклов, мопедов и велосипедов. 233 из них были нетрезвыми, 320 не имели прав, 200 ездили без шлема. Во время проведения декады в авариях погиб всего один мотоциклист, что показало эффективность этой акции.

Впрочем, после ее завершения количество трагедий вновь увеличилось. ГАИ настоятельно рекомендует всем водителям двухколесных транспортных средств соблюдать правила дорожного движения, не забывать надевать шлемы и яркую одежду, включать фары ближнего света в темное время суток — все эти меры помогут сохранить человеческие жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter