Опасно для жизни!

ГИБЕЛЬ 68-летнего пенсионера потрясла округу. Иван ПОЛУЯНЧИК стал жертвой вора… электроэнергии. В тот дождливый субботний вечер корреспондент «БН» тоже оказалась на месте трагедии. Сегодня деревня Новоселки Барановичского района отживает свой век. Население — 41 человек, но фактически проживает чуть более двух десятков, преимущественно пенсионеры. Ивана Игнатьевича уважали в деревне. О его силе в молодые годы до сих пор говорят, мол, легко брал прокос на четыре метра. Но возраст и тяжелый труд здоровья не приносят...

Кто виноват в смерти сельчанина из деревни Новоселки Барановичского района?

ГИБЕЛЬ 68-летнего пенсионера потрясла округу. Иван ПОЛУЯНЧИК стал жертвой вора… электроэнергии. В тот дождливый субботний вечер корреспондент «БН» тоже оказалась на месте трагедии. Сегодня деревня Новоселки Барановичского района отживает свой век. Население — 41 человек, но фактически проживает чуть более двух десятков, преимущественно пенсионеры. Ивана Игнатьевича уважали в деревне. О его силе в молодые годы до сих пор говорят, мол, легко брал прокос на четыре метра. Но возраст и тяжелый труд здоровья не приносят...

«Незаконные» провода

В ту субботу, 8 октября, с самого утра зарядил дождь, было сыро и холодно. Иван Игнатьевич после обеда ушел из дома, сказал, поглядеть коз. А в начале пятого его принялись искать. Несколько раз обежали деревню вдоль и поперек, и вдруг в густой траве увидели белые руки.

К дому, где жил Игорь Демух, пенсионер пошел в обход. Наверное, из-за собаки, привязанной со стороны дороги. Оказалось, что этот путь не был более безопасным. Там от деревянного столба на высоте полтора метра над землей висели электропровода под напряжением. Что случилось? Поскользнулся, зацепился или запутался старик в проводе — неизвестно. Заключение медиков — погиб от удара электрического тока. «Примостили» провода к столбу самовольно, так как законную электроэнергию в этот деревенский дом уже давно обрубили.

Под крышей дома… служебного

— Дом тот не был допущен в эксплуатацию и не является нашим абонентом, — объясняет Дмитрий Гавриленя, директор филиала РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети. — Его довольно давно отключили от электросети. Вообще, по линии электропередачи раз в два года выполняется осмотр. Но при этом установить, какой дом жилой, а какой нет, практически невозможно. В обязанности электрослужбы не входит выяснение того, кто где живет. Наша задача — следить за состоянием электроустановок, выявлять отклонения и устранять их. А если где-то кого-то селят, то, естественно, наши сотрудники этого могут и не знать.

Справедливости ради отмечу, что местная власть с электриками сотрудничает, сообщает о нежилых домах, чтобы работники выехали на место и отключили электричество во избежание возникновения пожара или травмирования кого бы то ни было. А вот «обратный процесс», как видно, не отработан...

— Дом находится в ведении хозяйства как служебное жилье. Мы узнаем, что в нем кто-то проживает, если человека регистрируют. Игорь Демух проживал без регистрации, — комментирует Наталья Сороко, временно исполняющая обязанности председателя Городищенского поселкового исполкома.

В свою очередь руководитель местного хозяйства обращает внимание на другой факт:

— Так не в доме же дело! А в линии электропередачи: электрики обрезали провода, а он самовольно подключился, — объясняет Владимир Сенкевич, директор ООО «АгроСервисСтандарт». — Игорь Демух пасет коров. Работник, прямо скажем, не самый примерный, выпивает. Дом был давно отключен. Электрики хозяйства электричество к нему не подключали. Демух сделал это самовольно.

«20 сентября в Новоселках работали электрики, но…»

Линию электропередачи 0,4—10 киловольт проверяют один раз в год, трансформаторные подстанции — раз в пять месяцев.

Незадолго до трагедии мастер работал в Новоселках. 20 сентября на ферме велись демонтаж и замена опор линии электропередачи. До того злополучного дома оставалось с полкилометра! Может, если бы потратили время и просто посмотрели линию, удалось бы увидеть какой-нибудь след… В не  замеченную никем в деревне «хитрость» просто не верится.

— Подключиться самому, без помощи электрика, можно, — уверенно говорит Анатолий Русак, начальник Барановичского сельского района электрических сетей. — Раньше люди «грешили» довольно часто. Подключали какие-то пилорамы, сварочные аппараты. В девяностые годы была серьезная проблема. Но сейчас ее уже нет.

Хотя, по словам электриков, случается: население «подворовывает». А вот соседи звонят редко. Только когда им самим реально мешают. Например, подключают сварочный аппарат в гараже, и колебания напряжения «вырубают» компьютер или телевизор. Тогда раздаются «тревожные звонки», которые, к слову, без точного адреса. А так закрывают глаза, пока их дело не касается. В Новоселках соседи говорят, что не знали и не видели. А вот был бы вовремя сделан звонок... Или подумало бы руководство  хозяйства, как живется пастуху без электричества, пусть непутевому, пьющему, но все же человеку, глядишь, и беды бы не случилось.

— Есть исполнительная власть, есть старосты деревень, участковые милиционеры. Все они, а не только мы, должны обращать внимание на такого рода нарушения. Наша диспетчерская служба работает круглосуточно. Днем и ночью звонок будет принят и мгновенно среагируем, — говорит Анатолий Русак.

«Хотите — везите своим транспортом…»

В субботу, после той страшной находки, посыпались звонки: в «скорую», милицию, к электрикам. Последние к своему участку линии электропередачи прибыли быстро, минут через 15, за ними приехала реанимационная бригада — выписали акт. А вот по номеру 102 после переключения по нескольким линиям ответили: на такой случай должна быть специальная оперативная группа.

— Следственно-оперативная группа должна прибыть на место происшествия незамедлительно, — комментирует Андрей Романюк, следователь следственного отдела прокуратуры Брестского области (по Барановичскому району). — В данном случае речь идет о факте обнаружения трупа, то есть поступает сообщение в 18.12 о том, что убило током Полуянчика. Дежурный принимает сообщение, делает запись в журнале и организует выбытие следственно-оперативной группы. Поскольку речь идет о насильственной смерти, должен выезжать еще следователь прокуратуры.

…И потянулись минуты. Сельчане всматривались в темноту, родные выбегали с фонарем за деревню. Почти через три часа (!) опергруппа преодолела расстояние чуть более 25 километров. Допросы, осмотр места происшествия... Молодой майор на вопрос родственников, можно ли унести тело дедушки в дом, ответил:

— Вам забрать его домой точно не разрешат, нужно везти в морг на вскрытие...

— А кто повезет, какая машина?

— Ждите, может, приедет...

— Когда?

— Когда приедет, тогда и приедет! Может, часа через два. Но вообще-то наша машина, которая увозит в морг, работает только до восьми вечера. Поэтому будем выяснять… А хотите — вызовем частника, но тогда вам придется оплатить расходы. Не хотите — везите своим транспортом...

— Транспортировка в морг никаким нормативным актом в Беларуси не регламентирована, нет такого закона. Поэтому по республике есть разная практика. В частности, что касается Барановичского района, то у нас райисполком заключает договор с предприятием на оказание такого рода услуг и оплачивает их за счет районного бюджета. Организация доставки тела в морг возложена на сотрудников внутренних дел, — пояснил следователь Андрей Романюк.

Стражи порядка управились со своими обязанностями быстро, а тело дедушки Ивана родственники повезли в своей легковушке...

P.S. Сейчас прокуратура Барановичского района ведет доследственную проверку, в ходе которой выясняются все обстоятельства ЧП, после чего и будет принято решение. При наличии состава преступления уголовное дело возбудят. Или откажут в возбуждении, если состава не будет.

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter