Торговая война между США и Китаем: новая фаза

Опасная игра с драконом

Торговая война между США и Китаем вступила в новую фазу. После некоторой разрядки, которая, как казалось, наступила по итогам встречи Дональда Трампа и Си Цзиньпина на полях саммита G20 в Осаке, Вашингтон заявил о введении новых пошлин в отношении китайской продукции с 1 сентября. Предполагается введение 10-процентной ввозной пошлины на товары на общую сумму порядка 300 миллиардов долларов. При этом, по словам Трампа, он по-прежнему настроен на заключение взаимовыгодного торгового соглашения с КНР, которое позволит снять все спорные вопросы.

ps4france.com

Реакция китайской стороны оказалась предсказуемо негативной, Пекин грозится ответными пошлинами в отношении американской продукции. Вместе с тем нельзя не признать, что в этой торговой войне положение КНР не выглядит выигрышным. Учитывая асимметрию торгового баланса между Китаем и США, очевидно, что рычагов воздействия у Вашингтона заметно больше. Именно США являются основным потребителем и рынком сбыта китайской продукции. Товары made in China давно захватили потребительский рынок США, и в этом заключается как сила, так и слабость Китая. Ведь, имея самую большую в мире экспортно ориентированную экономику, Китай, по сути, зависит от потребителей своей продукции, их готовности и желания открывать свои рынки для китайских товаров. И если страны-потребители начинают закрывать свои рынки, вводя разного рода протекционистские меры, для Пекина это грозит перегревом экономики, кризисом перепроизводства и далее по цепной реакции — всплеском безработицы и социальных конфликтов.

Именно на это и рассчитывает Вашингтон, являющийся крупнейшим потребителем китайской продукции. Понятно, поле для маневра у США также ограниченно. Американцы давно фактически «сдали» свой потребительский рынок КНР, поэтому быстро заместить китайскую продукцию попросту не получится. Более того, повышение потребительских цен, которое неизбежно последует за введением пошлин, может спровоцировать рост социального недовольства, который для администрации Трампа будет весьма некстати в преддверии недалеких уже президентских выборов.

Поэтому в данном случае Трампу, скорее всего, можно верить — он действительно хочет торговой сделки с Китаем. Такой сделки, которая, сохраняя доступ на американский рынок для широкой номенклатуры китайских товаров, вместе с тем позволила бы США осуществить маневр, направленный на снижение критической зависимости от импорта. Трамп стремится сделать США максимально самодостаточными в экономическом плане, но понимает, что быстро этого достичь не получится. Торговая сделка с Китаем, о которой говорит американский президент, должна оформить переходный период для мягкого «экономического развода» двух сверхдержав.

Американо-китайская торговая война является наглядным проявлением происходящего на наших глазах распада глобального экономического миропорядка, основанного на тотальной открытости мировой экономики и глубокой взаимозависимости участвующих в ней игроков. В моде, похоже, снова ставка на самодостаточность и собственные силы. Парадоксально, что сегодня эти идеи продвигает Вашингтон — вчерашний глашатай либеральных ценностей и мировой открытости. С позиций экономического либерализма и глобализма сегодня, как ни странно, выступает именно «авторитарный» Китай.

Впрочем, ничего удивительного здесь нет. США сегодня выступают с позиции слабости и усталости от бремени мировой гегемонии. Именно этим и объясняется нынешний запрос Вашингтона на закрытость и автаркию. Китай же, напротив, находится в положении восходящего лидера, пытающегося переключить мировою экономику на себя и свои интересы. Задача Вашингтона — не допустить или максимально затянуть данный процесс. В этом и заключается суть нынешней американо-китайской торговой войны.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter