У около 5 - 9 тысяч белорусов псориаз протекает тяжело

Опасен, но не заразен

В Средние века псориаз называли «розой дьявола». Сегодня — «абсолютным космополитом». Ведь им болеют независимо от национальной принадлежности, возраста и социального статуса. Сам основатель династии Рокфеллеров, говорят, завещал миллион долларов тому, кто придумает спасение. Но, несмотря на то что в мире предложено более сотни различных препаратов, болезнь до сих пор считается неизлечимой. Для Беларуси, где заболеваемость псориазом одна из самых высоких в мире — примерно 2 — 3% (выше только в странах Скандинавии — около 5%), проблема особенно актуальна. Что же нужно знать об этом недуге?



Первое и самое главное: это неинфекционное кожное заболевание, значит, незаразное. Второе: с псориазом — примерно у 75% больных он проявляется в возрасте до 40 лет — можно жить полноценно. Тем не менее диагноз, как правило, остается в медицинской карточке человека на всю жизнь. Ведь до конца не известна природа заболевания. Поэтому нет и точного ответа на вопрос, как его лечить. Пусковым фактором может стать как сильный стресс, так и сопутствующие заболевания (сахарный диабет, гепатиты, болезни почек) или даже неправильный образ жизни. А еще псориаз стоит на одном из первых мест в медицине по влиянию на качество жизни. Увы, некогда социально активные люди порой просто загоняют себя в психологический тупик...

В нашей стране, даже по самым скромным подсчетам, псориазом болеют 200 — 300 тысяч человек. Не менее чем у 5 — 9 тысяч из них — тяжелое течение болезни, что может привести даже к инвалидности, особенно если разовьется, например, псориатический артрит. Именно такие пациенты, по мнению заведующего кафедрой дерматовенерологии и косметологии БелМАПО профессора Олега Панкратова, требуют повышенного внимания. И здесь помогло бы создание специального национального регистра, чтобы прогнозировать ситуацию и гибко на нее реагировать.

На что сейчас способна медицина? Одно из самых перспективных направлений, по мнению Олега Валентиновича, — светолечение с использованием узкополосного ультрафиолетового облучения длиной волны 311 нанометров. Два белорусских производителя в последние годы разработали новое оборудование. Были проведены клинические испытания, которые доказали его соответствие лучшим европейским образцам. И сегодня методика уже успешно используется на базе всех областных и минского городского клинического кожно–венерологического диспансера.



Но в мире считается наиболее многообещающей так называемая биологическая терапия. У нас она тоже используется, хоть и не очень широко. Дорого. Национальный регистр позволил бы врачам понять, кому именно нужно прежде всего такое лечение, и с каждым годом его расширять. По этому пути пошли в прибалтийских странах, где благодаря национальным программам ежегодно на 50 человек больше получают подобную терапию за счет государства. К слову, одним из первых в Беларуси, еще в середине 1990–х, это лечение начал проходить 18–летний парень из Брестской области, который настолько не мог смириться со своим заболеванием, что пытался свести счеты с жизнью. Сегодня биологическую терапию в стране получают около 20 — 30 пациентов.

Впрочем, и это не панацея, подчеркивают врачи. По словам Александра Лукьянова, главного внештатного специалиста по дерматовенерологии Минздрава, ни один из более чем 100 способов лечения псориаза, известных в мире, не может гарантировать стопроцентного излечения. Сейчас наука идет по пути так называемой таргетной терапии — предлагаются определенные молекулы, которые могут «бить» по тем или иным звеньям в патологической цепочке. Кстати, и в Беларуси по межгосударственным с Россией программам уже начаты испытания абсолютно новой молекулы. Это новое слово и новый шанс.

КСТАТИ

По мнению специалистов, в снятии стигм с их пациентов очень помогли бы школы псориаза. В первую очередь для родителей с детьми. Ведь первый тип псориаза возникает обычно до 20 лет, что при обширных поражениях воспринимается человеком очень болезненно. Создание общественной организации пациентов с псориазом — тоже задача на будущее.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

• При псориазе важно не переедать, не набирать быстро вес, не злоупотреблять алкоголем (алкоголь и псориаз — абсолютно несовместимы), не курить, организовать правильный режим труда и отдыха, обеспечить себе надлежащий уровень физической активности, хорошо высыпаться, исключить стрессовые ситуации... При соблюдении таких простых правил течение болезни может быть очень спокойным, с минимальным количеством рецидивов.

• Псориаз иногда называют «обезьяной всех болезней». Он может маскироваться под весьма серьезные патологии. И зачастую только междисциплинарное сотрудничество таких специалистов, как ревматологи, аллергологи, реаниматологи, клинические фармакологи и дерматовенерологи, может способствовать своевременной диагностике, адекватному лечению и повышению качества жизни пациента.

• В мире псориазом болеют примерно 170 млн человек. В Северной Америке и Европе — 17 млн. В зависимости от времени обострения выделяют две формы заболевания. В нашей стране наиболее распространена «зимняя» — она примерно у 80% пациентов. К обострению приводит не холод, а отсутствие ультрафиолета. И диагноз выставляется, как правило, если ультрафиолет положительно влияет на течение патологического процесса. Около 10% страдают «летней» формой, когда ультрафиолет, наоборот, провоцирует обострение. И еще около 10% пациентов имеют смешанную форму. Методики светолечения с использованием ультрафиолета применимы только для «зимних» форм.

• Когда кто–то в семье болеет псориазом, риск получить его по наследству — 6–7%. Если же болеет кто–то из родителей — 14%. А если оба, то вероятность вообще 28%.

dekola@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter