Они зарыты в шар земной

Мингорисполком объявил конкурс на проект лучшей мемориальной композиции в память о павших на месте Сторожевского рынка

Весной будущего года   в белорусской столице планируется открытие еще одного оригинального мемориального комплекса на месте бывшего Переспенского кладбища (многим минчанам и гостям столицы оно больше известно как Сторожевский рынок), где захоронено много жертв Первой мировой войны.

Минский горисполком объявил конкурс на проект лучшей мемориальной композиции в память о павших. Конкурс во всех отношениях народный и демократичный. Участие в нем может принять любой житель нашей страны, и не только нашей. Главное, чтобы будущая мемориальная композиция стала очередной архитектурной жемчужиной города-героя.

В витебский корпункт газеты «Рэспублiка» пришел высокий худощавый мужчина в возрасте примерно «полтинника». Вполне вероятно, что он вскоре мог затеряться в веренице встреч и событий. Однако Игорь Шанько остался в памяти, как имеющий собственное мнение на многие даже банальные вещи. И особенно заинтриговал своей родословной. Его покойный отец, оказывается, известный белорусский ученый Анатолий Шанько — автор «Букваря», многих других книг, учебных пособий для детей младшего и среднего школьного возраста. Образно говоря, на них выросли и выучились грамоте около 50 миллионов не только белорусских малышей, но и всего некогда огромного СССР. И это до сих пор непревзойденный рекорд. Те книги и буквари, часть из которых Игорь Анатольевич любезно принес в сумке для демонстрации, в советское время ежегодно издавались тиражом в два миллиона экземпляров. Если умножить на 30 лет педагогической и научной деятельности Шанько-старшего, получится около 60 миллионов экземпляров.

Самое же удивительное, что ученый жил и трудился в Витебске, а большинство учебников печатал в Москве. Ежегодно они переиздавались. И в белорусской столице также выпускались фантастическими по нынешним временам тиражами учебники и учебные пособия Анатолия Шанько на белорусском и русском языках. Впрочем, это не совсем к нашей теме. К тому же сын автора «Букварей» пошел не в отца-гуманитария, а закончил в свое время очень престижный Минский радиотехнический институт и прошел огонь, воду и медные трубы на разных инженерных должностях отечественной радиоэлектронной промышленности. Но в отличие от многих узких технарей Игорь Шанько имеет разносторонний круг интересов, включая изобретательство, участие в разных конкурсах и проектах. И в гуманитарной области не профан.

Вот и по части проекта мемориальной композиции на территории бывшего Переспенского кладбища Игорь Шанько пришел со своим видением его воплощения. Именно через правительственную газету «Рэспублiка» автор-энтузиаст желает, если можно так выразиться, запатентовать свою идею, желает обсудить в подробностях детали своего проекта с заинтересованными скульпторами и архитекторами. Он убежден, что его вариант мемориальной композиции универсален (и одновременно оригинален) как для нашей страны, так и для любого иного государства. Но в данном случае речь идет именно о создании лучшего мемориала жертвам Первой мировой войны. И хотя они, как образно выразился поэт, зарыты в шар земной, но через воображение потомков способны материализоваться в виде пронзительной идеи, отвергающей любые войны и насилие.

При разработке своей интересной идеи неожиданную подсказку Игорь Шанько нашел у своего любимого писателя Эриха Марии Ремарка, а точнее, в известном романе немецкого писателя «На западном фронте без перемен». Как раз о событиях Первой мировой войны, непосредственным участником которой был и сам Ремарк – в будущем один из величайших писателей ХХ столетия.

Уже не юношей, вступающим в жизнь, а в зрелом возрасте перечитал Игорь Шанько роман «На западном фронте без перемен». Много размышлял, а затем стал делать выписки по интересующему его проекту. Постепенно в воображении выстроился, если так можно выразиться, скульптурный ряд, точнее, панорама на заданную тему по созданию мемориального комплекса на бывшем Переспенском кладбище белорусской столицы. Ремарк словно продиктовал картины мемориала со страниц своей книги в наши дни.

Игорь Шанько выстрадал очень трудную тему. Если его проектом заинтересуются профессионалы, они воспроизведут его в рисунке или скульптурной форме. А пока — общая концепция.

Вариант первый. Если смотреть прямо на мемориальный комплекс, то на заднем плане идут плечом к плечу, цепью в атаку группы солдат. Перед ними на расстоянии до двух метров — вторая цепь с наклоном тел примерно в 45 градусов со смертельными ранениями, например, скошенных пулеметной очередью. И третья цепь впереди – убитые.

На переднем плане – апофеоз бессмысленной бойни. Конкретно: плита братской могилы с православным либо католическим крестом.  

Вариант второй. Он больше подходит, если на мемориальном кладбище захоронены павшие противоборствующих сторон.

Противники также идут плечом к плечу в шеренге. Но между двумя шеренгами расстояние можно увеличить. На переднем плане вместо одной плиты две, с соответствующей символикой противоборствующих сторон.

Независимо от варианта на заднем плане группа воинов имеет сосредоточенные лица. Они еще живы и даже не ранены. А вот шеренга впереди представлена смертельно ранеными.

Важна и такая деталь: если заднюю шеренгу наступающих можно отлить в светлых тонах, то третью цепь (мертвых) целесообразно изобразить в тонах землистого оттенка. Ведь передняя цепь – это уже сама земля.

В рабочем порядке можно обсудить детали и варианты композиции. Главное, по убеждению автора проекта Игоря Шанько, чтобы будущий мемориальный комплекс действительно отражал ужасы и бессмысленность не только Первой мировой войны, а вообще любой войны. Тем самым Республика Беларусь будет располагать не только единственной в мире оригинальной скульптурной композицией, этот комплекс в целом способен стать воплощением общемирового движения против войн и насилия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter