Как коллекторы заставляют возвращать долги

Они вышибают долги вместе с мозгами

Взять — взял, а вот отдавать не спешит. С такой ситуацией сталкивается едва ли не каждый банк нашей страны. И если в Беларуси принуждать должников платить по счетам научились подписями и печатями, то в России по–прежнему активно работает институт коллекторных агентств — организаций, которые занимаются возвращением задолженностей. Как правило, это не грубое выбивание долгов с применением силы и угроз. Для начала специалисты собирают доступную информацию о должнике, о его имущественном и финансовом состоянии, проверяют его данные, предоставленные кредитором. Затем проводят уведомительную атаку посредством бумажных и электронных носителей (e–mail, СМС–сообщения, почта) с требованиями в ближайшее время погасить накопившуюся сумму долга. Налаживают контакт с должником, проводят беседу. При необходимости используют и другие рычаги воздействия. Один разговор с начальником, коллегами, друзьями, родственниками, с тещей, наконец, может возыметь больший эффект, чем несколько переговоров с неплательщиком непосредственно. Так все должно выглядеть. Однако далеко не все работают по–честному. Терпения хватает не всегда, и порой коллекторы преступают закон. Например, недавно в Челябинске завели уголовное дело на сотрудника такого агентства, выбивавшего долг из санитарки местной больницы совсем не цивилизованными методами.



Пять взяла — десять вернула

Областная больница № 3 — крупнейшая в Челябинске. Туда везут людей на скорой помощи со всего города. Третья клиническая — это десять отделений и две тысячи сотрудников. Среди них уже были должники, и в учреждении раздавались звонки от коллекторов. Но такого, говорят медики о начавшейся в марте истории, не было никогда.

В марте Надежда, санитарка отделения реабилитации больницы № 3, заняла деньги в микрокредитной организации. Взяла всего 5 тысяч российских рублей.

— Даже не помню, как эта контора называлась — то ли «Быстро деньги», то ли «Срочно деньги», — рассказывает Надежда. — Через месяц с процентами вернула 10 тысяч рублей.

Надежда утверждает, что долг оплатила полностью. А через месяц начались проблемы: ей стали названивать коллекторы с требованием вернуть уже 35 тысяч рублей. То ли это ошибка самих коллекторов, то ли Надежда действительно осталась должна. При погашении долга микрокредитные организации не выдают документ, что долг закрыт. Никаких бумаг, подтверждающих освобождение от кредитной кабалы, нет и у Надежды. Поэтому есть вероятность, что насчет погашения всего долга она ошибается. Процентные ставки по микрозаймам высокие, и если клиент задерживает выплату хотя бы на пару дней, набегает приличная сумма.

Сначала коллекторы звонили Надежде на мобильный, потом переключились на коллег. Трезвонили во все отделения, требовали позвать Надежду к телефону, говорили, что она должна вернуть деньги. Могли в грубой форме потребовать: «Быстро подняла одно место и пошла за ней». Медики стали бояться отвечать на звонки. Но это больница! Сотрудники не могли полноценно пользоваться внутренней связью, а родственники пациентов — наводить справки. Коллекторы не пощадили даже отделение реанимации и подстанцию скорой помощи, к которым санитарка Надежда вообще никакого отношения не имеет.

10-dolg05 (Копировать).jpgКак–то, вернувшись со смены домой, заемщица обнаружила, что входная дверь квартиры измазана краской и к ней приклеен лист: «Верни долг тварина, иначе проснешься на пепелище, спать будешь в коробке из под холодильника. Родственники вспотеют из–за тебя. Коллекторское агенство» (орфография и пунктуация сохранены). Не добившись от санитарки ни копейки, выбиватели долгов перешли в наступление. Они просто поставили больничные телефоны на автодозвон. Под блокаду попали отделения реабилитации, черепно–лицевой хирургии и кабинет главного врача. Это стало для медиков последней каплей. В больнице были вынуждены разрешить посещение родственников в любое время и обратились с заявлением в прокуратуру Калининского района. Звонки в больнице прекратились после того, как местные силовики поговорили по душам с директором микрофинансовой организации, выдавшей кредит. Кроме этого выяснилось, что на отличившуюся фирму собрано уже более 10 заявлений. Возбуждено уголовное дело по статье «Самоуправство».

Теперь, если челябинские полицейские все–таки доведут дело до суда и конкретного коллектора и его руководителей накажут, возможно, выдающим кредиты организациям, а также коллекторам придется научиться общаться по–человечески. Но и Надежде, если она все–таки осталась должна, придется все вернуть.

Ольга Кузнецова.

А как у нас?

Разойдемся красиво


В Беларуси тему создания коллекторных агентств на законодательном уровне даже не рассматривают. Хватает других способов мирного разрешения долговых конфликтов. Банки и финансисты говорят, что это у нас попросту не актуально. Правда, 5 лет назад вопрос активно обсуждался. Был даже разработан законодательный акт, который закреплял в стране институт коллекторства. Однако после активных обсуждений было решено не давать ему хода. С тех пор к этому вопросу никто не возвращался. С должниками у нас работают иначе, нежели в России. Александр Тимошенко, пресс–секретарь Национального банка, говорит, что у каждого банка есть своя четко прописанная инструкция процедуры работы с просрочкой по кредиту, и напоминает, что даже выплата, просроченная на один день, негативно отражается на кредитной истории. Эта информация сразу попадает в кредитный регистр и может стать причиной отказа в предоставлении займа в следующий раз.

Наши банки работают с заемщиками по схеме, в которой стандартно прописано 2 шага. Первый применяется к добросовестным плательщикам. Каждая организация периодически рассылает своим клиентам СМС с напоминанием, делает звонки. Чем больше просрочка, тем более частыми становятся звонки и напоминания. Если это не помогает, в дело вступает нотариус. Банк предоставляет ему необходимые документы, на основании которых юрист принимает решение о взыскании с должника задолженности на основании исполнительной надписи. Если клиент не согласен с действиями нотариуса, он имеет право обратиться в суд. С соответствующими финансовыми издержками. В Нацбанке также рассказали, что в случае, когда в силу обстоятельств заемщик не может сделать очередной платеж, лучше прийти в банк заранее и рассказать о трудностях. Ждать «пинка» не стоит, ведь это лишь подпортит вашу кредитную историю.

А как разбираются с должниками фирмы, выдающие микрозаймы? В одной из них признались, что прибегают к помощи «коллекторов». Правда, называются они иначе: юридическая помощь по возврату долгов. В фирме же заверили, что все вопросы с должниками решают, применяя к каждому индивидуальные методы. Кстати, об индивидуальном подходе говорили и в одном из крупных частных банков. Там рассказали про СМС с напоминанием как элементе корпоративной культуры, а также о ненавязчивых звонках с просьбой оплатить кредит. Поступать так — в интересах самих банкиров. Ведь в случае недоработки они могут попасть в список финансовых учреждений, в которых уровень задолженности по кредитам окажется критическим (эта сумма составляет около 4%).

10-лица-борисенко4-300415 (Копировать).jpgТема коллекторов, ранее широко муссируемая, сегодня, по мнению специалистов, даже не стоит обсуждения. Оказалось, что наделение полномочиями нотариусов на осуществление исполнительной надписи позволило избежать сотен судебных тяжб и сделать процесс взыскания долгов значительно более быстрым и простым. Так, к примеру, считает Наталья Борисенко, председатель Белорусской нотариальной палаты. Она говорит, что сотрудник банка имеет право пойти к нотариусу, захватив с собой документы, подтверждающие факт долга, и учинить исполнительную надпись на расчете: «Затем банк, имея надпись, которая приравнивается к решению суда, может списать со счета должника требуемую сумму». Интересно, что исполнение судебного решения (в случае если банк или заемщик обращались в суд) при таком споре будет длиться минимум две недели, а вот списание денег потребует максимум три дня. Если денег у должника на счету нет, то возбуждается исполнительное производство. Нотариусы получают за свои услуги в разы меньше различных организаций, оказывающих услуги по возврату долгов. Государственные юристы имеют 5% от размера обязательств, однако эта сумма не может превысить 10 базовых величин. А ведь в юридических спорах между банками и компаниями разговор иногда идет о сотнях миллиардов рублей. На чем активно зарабатывают ушлые фирмы, подставляя юридическое плечо в вопросе возврата долгов за крупный процент.

Коллекторы же в том виде, в котором их привыкли видеть, если и встречаются у нас, то сразу попадают в сводку криминальных новостей в раздел уголовных дел по статье «Вымогательство». Даже если заемщик — отпетый негодяй, любое физическое воздействие, угрозы или запугивание в финансовом споре не применимы.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 241 (24871). Суббота, 12 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter