Конфликт лесорубов-нелегалов разрешился, увы, только с помощью топора

Они в своем деле рубят

Недавно вступил в законную силу последний приговор, вынесенный по делу об убийстве двух человек и покушении на третьего. Злодеяние произошло несколько лет назад в Московской области, однако и жертвы, и убийцы были белорусами. Корреспондент «Р» разбиралась в хитросплетениях дела, расследовавшегося на территории двух государств. 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Две бригады с одной пилорамы

Эта история началась, когда две бригады рабочих из Толочинского района, промышлявшие в России нелегальными заработками, встретились на пилораме в городе Волоколамск Московской области. Работали они на одного хозяина по фамилии Никаноров, но почти не встречались: валили лес на разных делянках, а жили и вовсе в двух десятках километров друг от друга. Бригада, приехавшая чуть раньше, трудившаяся под руководством Геннадия Федотова, устроилась прямо в сарайчике на пилораме. Вторую группу лесорубов определили на постой в деревне Ошейкино Лотошинского района, в сельском доме, разделенном на две части, во второй половине которого обитала одинокая старушка. 

Работы хватало всем — каждая делянка занимала площадь в шесть гектаров. Тем не менее, узнав от тракториста, который по поручению хозяина отвозил солярку, что у Никанорова имеются и другие работники, Геннадий Федотов вдруг разглядел в членах чужой бригады соперников и конкурентов. Позже он обмолвился, будто слышал от работодателя, что тот больше доволен трудом другого «трио». Не исключено, что так оно и было: в бригаду Федотова, кроме его приятеля Сергея Лисецкого, входили зеленый парнишка-сирота Дима Королев и выпивоха Коля Шибанов. В маленькой же группе, которой руководил Воропаев, состояли серьезные мужики, приехавшие работать и зарабатывать. 

Разборки в мужской праздник

Федотова знали как человека вспыльчивого, неуравновешенного и даже агрессивного, особенно в подпитии. Не желая мириться с конкурентами, Геннадий не поленился отправиться за двадцать километров, чтобы приказать им убираться восвояси. Воропаев, человек спокойный и рассудительный, не утратил самообладания, даже получив кулаком в лицо. Он заверил, что рабочие непременно уедут... когда выполнят порученную работу и заработают. Масла в огонь конфликта подливал и общий тракторист: от одних к другим он передавал свежие новости. Например, замечание Воропаева, что ему, возможно, придется обратиться за помощью к московским друзьям, мигом стало известно Федотову.

Буквально за неделю пламя конфликта разгорелось, как сухой лес. Апогея оно достигло 23 февраля, когда в честь праздника рабочим дали выходной. Вопрос, как его отмечать, даже не рассматривался: вариантов у нескольких мужиков, ускользнувших из-под женского контроля и не знавших окрестностей, было немного. А вечером изрядно выпивший Федотов предложил бригаде съездить к землякам, чтобы «разрулить» ситуацию с работой. В «Опель» Лисецкого уселись его владелец, Федотов, Королев и Шибанов. Вернулись они возбужденными и окровавленными. Федотов сказал, что придется объясняться с Никаноровым, потому что «там два или три жмурика». Впрочем, он не исключал, что один из оппонентов остался в живых и сокрушался, что его недобили. Все четверо шушукались, обсуждая различные версии и линии поведения, но никак не могли прийти к согласию.

Той же ночью Дмитрий Королев и Николай Шибанов исчезли. А утром за Федотовым и Лисецким приехали полицейские.

Бойня в сельском домишке

В убогом домишке без каких бы то ни было удобств и с минимумом обстановки Никаноров, которого оповестили, что накануне между земляками-лесорубами произошла драка, застал ужасающую картину. Буквально все было залито кровью, а в багровых лужах на полу лежали три человека с раскроенными черепами. Судя по характеру травм, несчастных били руками и ногами, битой и топором, стульями и книжными полками. 

Воропаев, отец двух маленьких дочерей, и Короткевич, воспитывавший 17-летнего сына, были мертвы, Леонид Клещенок оказался жив. Его срочно доставили в больницу, где мужчина пролежал в коме три недели, а потом медленно пошел на поправку.

На допросе Федотов рассказал, что земляки пригласили их вместе отметить праздник. Сначала мирно выпивали, беседовали, а потом разгорелся конфликт — из-за того, что Лисецкий с Воропаевым после борьбы на руках так и не определились, кто сильнее. Королев и Шибанов уже вышли за дверь, а Лисецкий не хотел уходить побежденным и продолжил поединок уже не в шутку. Федотов утверждал, что и не думал вмешиваться – пока на него самого не напал член противоборствующей бригады, некто Клещенок. На выручку своим подоспели Королев и Шибанов, причем последний схватил топор, которым и принялся орудовать.

— Началась бойня. Они лежали на полу, а мы их избивали, не давая встать, — не скрывал он. 

Лисецкий говорил примерно то же самое, только по его версии выходило, что с Воропаевым поругался Федотов. Сам же Сергей, когда завязалась драка, успел еще сбегать в машину за битой, чем привлек внимание Королева и Шибанова. Правда, ударить ею якобы никого не успел – рявкнул «Прекратите!», для устрашения врезал по печке, а бита возьми да и сломайся…

Хладнокровная расправа

Общий смысл показаний лесорубов сводился к тому, что драка с земляками у них случилась нечаянно. Топором орудовал сбежавший Шибанов, они же просто оборонялись. Стукнули оппонентов кулаками пару раз, но никого не убивали. 

Однако российские следователи, глубже вникнув в детали, в этом усомнились. Во-первых, так и не удалось установить, кто из воропаевской бригады приглашал гостей – ни один телефон не хранил в памяти исходящего звонка, равно как не нашлось входящих от них у «федотовцев». Пришедший в себя Леонид Клещенок уверял, что никого они к себе не звали и не собирались. Вечером 23 февраля бригада выпивала. После телефонного разговора с женой он улегся спать, напарники в это время тихо играли в карты. Очнулся же Леонид через три недели в больнице. С тех пор его мучают постоянные головные боли, ухудшился слух, а обоняние и вовсе пропало. 

Как ни пытались душегубы свести все к самообороне, по их же словам выходило, что оба имели возможность просто покинуть дом земляков. Федотов открывал дверь, когда постучала возмущенная шумом соседка-старушка, и даже проводил ее до калитки, после чего вернулся. Лисецкий совершенно беспрепятственно сбегал за битой… Кстати, допрошенная бабушка отметила, что слышала только шум ударов, но не голоса, хотя звукоизоляция между половинами дома совсем плохая. 

Еще один факт, свидетельствовавший не в пользу обвиняемых, — их жертвы были слишком пьяны, чтобы предпринимать какие-то активные действия.

Убийство выходило вовсе не спонтанным, а спланированным и хладнокровным: несколько человек ворвались в дом и насмерть забили его беззащитных обитателей.

Московский областной суд признал Федотова и Лисецкого виновными в убийстве двух лиц группой по предварительному сговору, а также в покушении на убийство. Сергея, признавшегося, что у него была бита, приговорили к 18 годам лишения свободы, Геннадий получил наказание на полгода меньше.

Последний из убийц

Дмитрия Королева и Николая Шибанова объявили в розыск, а уголовное дело в отношении них выделили в отдельное производство. 

Привлечь к ответственности Николая так и не удалось – он сам стал жертвой убийства. А вот Дмитрия год назад задержали в Беларуси и здесь же осудили. Он тоже пытался свалить вину на покойного Шибанова, уверяя, что сам никого не трогал – вышел из дома, когда увидел, как тот бьет обухом по голове всех троих «воропаевцев». Эту версию опровергла его одежда, на которой осталась кровь жертв. Рассказал, и как убивали Леню Клещенка. Оказывается, на самом деле не было никакого совместного застолья, тот действительно спал. Разбуженный несколькими ударами, пытался заползти под кровать, но Федотов вытаскивал его, а Лисецкий пытался попасть битой по голове… 

Как сообщила Елена Демко, заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры, Дмитрий Королев признан виновным в убийстве двух лиц и покушении на третьего, совершенном группой лиц, и приговорен к 17 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима. 

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter