Источник: Знамя юности
Знамя юности

Триеннале молодых художников: девушки вытесняют парней?

Они так видят

Броский китч, эксперименты в европейском духе, классическое академическое направление – на Триеннале молодых художников можно найти все. И пусть произведения не всегда поражают с первого взгляда, однако их вполне достаточно, чтобы составить представление о том, что за поколение рвется на смену мэтрам.


Знатоки и коллекционеры нехотя признают: из 140 с лишним работ, наполнивших Дворец искусства в Минске, парочку-другую можно было бы приобрести в личное собрание. Мало? Но от людей, инвестирующих в произведения искусства, это более чем щедрый аванс и весомый комплимент начинанию в целом. 


Триеннале молодых художников – это республиканский конкурс, проведение которого взял на себя Национальный исторический музей. Директор Павел Сапотько рассказал, как отбирали участников: 

– По сути мы создали аналог Национальной премии в области изобразительного искусства, но если там отмечают мэтров, то здесь внимание сфокусировано на творческой молодежи. Мы провели предварительный отсев работ, исключив недоста­точно профессионально выполненные, дальше свое слово скажет авторитетное жюри. Посетители триеннале могут проголосовать за произведение полюбившегося автора, обеспечив ему приз зрительских симпатий.


Выставка продлится по 25 августа. В числе экспертов – художники, скульпторы, искусствоведы, критики. В судейскую коллегию вошли Глеб Отчик, Владимир Слободчиков, Борис Крепак, Владимир Степан. Возглавила жюри кандидат искусствоведения Ирина Скворцова: 

– Я ожидала более смелых проектов, учитывая, что возраст участников до 31 года, но в основном присутствуют традиционные, классические черты и формы. Много живописных работ и декоративно-прикладных, очень интересная графика. Белорусская школа графики – одна из самых сильных на постсоветском пространстве, и приятно видеть, что молодые художники продолжают ее традиции. В целом триеннале – это возможность для молодежи заявить о себе. 

Самые неоднозначные работы – в номинации «Графика»

Конкурс проводится по номинациям «Скульптура», «Живопись», «Графика», «Монументальное и монументаль­но-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искус­ство», «Новация (арт-проект, инсталляция)», «Искус­ство­ведение и художественная критика», «Кураторский проект в области изобразительного искусства». Самая массовая но­минация – традиционно «Жи­вопись», а вот заявок от амбициозных молодых кураторов, к сожалению, было немного, равно как от спе­циалистов-теоретиков. Однако лиха беда начало: на будущий год организаторы ожидают притока желающих и в этих категориях.


Кстати, о кураторских концепциях: с экспозицией выставки посетители начинают знакомиться еще в фойе, где расположился проект Алексея Зенько «100 лет витебскому авангарду». Крепкая работа, задача которой – рассказать о деятельности Марка Шагала, Казимира Малевича и Эль Лисицкого внятным, простым и доступным языком. Так, чтобы поняли и школьник, и пенсионер, ни разу не сталкивавшийся с эстетикой супрематизма. Все, чего вы не знали о черных квадратах и красных клиньях, доходчиво изложено на стендах. Всмотрелся – и вот ты уже если не знаток, то просвещенный любитель искусства.

Организаторы дали шанс арт-новациям

Из-за обилия работ в набившем оскомину «европейском ключе» и откровенно китчевых манифестаций на простых натюрмортах и пейзажах глаз отдыхает. Сердце успокоят яркие и при этом трепетные творения могилевчанина Юрия Сергейчика, впечатляющий диптих Алеся Богданова «Диалог», а также обилие истинных героев нашего времени – котиков, щедро украшающих работы прикладников, текстильные или выполненные в технике фелтинга.


А еще складывается впечатление, что и живопись, и скульптура в будущем станут в большей степени женской сферой, нежели мужской. Количество одаренных барышень откровенно перевешивает число кавалеров: в скульптуре это Александра Рыбалка, в живописи – созерцательная Ангелина Кабанович, футуристическая Юлия Баслык. Цепляется взгляд за литографии Екатерины Белявской и инсталляции Христины Высоцкой, за оригинальную авторскую керамику, в которой творят преимущественно девушки.


– Работы мы получили интересные. Они вошли в каталог, специально изданный к открытию. Задумали его как своеобразный справочник «Кто есть кто среди молодых художников», – презентует Павел Сапотько. – Триеннале финансируется по линии государственной программы «Культура Беларуси» на 2016–2020 гг. Среди участников как никому пока не известные, так и молодые, но уже именитые авторы. Причем если в конкурсной заявке у нас одна работа или серия, то в каталоге мы иной раз публикуем большее число произведений, чтобы как можно шире представить авторов. 

Алесь Богданов – одна из «звезд» нового поколения

Для успешной карьеры начинающему творцу требуется попасть в обойму – быть замеченным мэтрами, искусствоведами и критиками. Именно эту функцию (продвижения молодых талантов во всех областях изобразительного искусства), по задумке, будет выполнять триеннале. Результаты конкурса огласят 23 августа на торжественной церемонии награждения. Победители в номинациях получат призы в размере 60 базовых величин, а в перспективе, возможно, и нечто большее. Во всяком случае в разговорах проскальзывает тема возможных льгот при поступлении в вузы, если победитель окажется учащимся среднего специального учебного заведения, и других вариантах поддержки. Впрочем, это дело будущего, а сегодня у молодых творцов праздник: их заметили и дали шанс заявить о себе. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter