Знатоки и коллекционеры нехотя признают: из 140 с лишним работ, наполнивших Дворец искусства в Минске, парочку-другую можно было бы приобрести в личное собрание. Мало? Но от людей, инвестирующих в произведения искусства, это более чем щедрый аванс и весомый комплимент начинанию в целом.
Триеннале молодых художников – это республиканский конкурс, проведение которого взял на себя Национальный исторический музей. Директор Павел Сапотько рассказал, как отбирали участников:
– По сути мы создали аналог Национальной премии в области изобразительного искусства, но если там отмечают мэтров, то здесь внимание сфокусировано на творческой молодежи. Мы провели предварительный отсев работ, исключив недостаточно профессионально выполненные, дальше свое слово скажет авторитетное жюри. Посетители триеннале могут проголосовать за произведение полюбившегося автора, обеспечив ему приз зрительских симпатий.
Выставка продлится по 25 августа. В числе экспертов – художники, скульпторы, искусствоведы, критики. В судейскую коллегию вошли Глеб Отчик, Владимир Слободчиков, Борис Крепак, Владимир Степан. Возглавила жюри кандидат искусствоведения Ирина Скворцова:
– Я ожидала более смелых проектов, учитывая, что возраст участников до 31 года, но в основном присутствуют традиционные, классические черты и формы. Много живописных работ и декоративно-прикладных, очень интересная графика. Белорусская школа графики – одна из самых сильных на постсоветском пространстве, и приятно видеть, что молодые художники продолжают ее традиции. В целом триеннале – это возможность для молодежи заявить о себе.
Самые неоднозначные работы – в номинации «Графика»
Конкурс проводится по номинациям «Скульптура», «Живопись», «Графика», «Монументальное и монументально-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Новация (арт-проект, инсталляция)», «Искусствоведение и художественная критика», «Кураторский проект в области изобразительного искусства». Самая массовая номинация – традиционно «Живопись», а вот заявок от амбициозных молодых кураторов, к сожалению, было немного, равно как от специалистов-теоретиков. Однако лиха беда начало: на будущий год организаторы ожидают притока желающих и в этих категориях.
Кстати, о кураторских концепциях: с экспозицией выставки посетители начинают знакомиться еще в фойе, где расположился проект Алексея Зенько «100 лет витебскому авангарду». Крепкая работа, задача которой – рассказать о деятельности Марка Шагала, Казимира Малевича и Эль Лисицкого внятным, простым и доступным языком. Так, чтобы поняли и школьник, и пенсионер, ни разу не сталкивавшийся с эстетикой супрематизма. Все, чего вы не знали о черных квадратах и красных клиньях, доходчиво изложено на стендах. Всмотрелся – и вот ты уже если не знаток, то просвещенный любитель искусства.
Организаторы дали шанс арт-новациям
Из-за обилия работ в набившем оскомину «европейском ключе» и откровенно китчевых манифестаций на простых натюрмортах и пейзажах глаз отдыхает. Сердце успокоят яркие и при этом трепетные творения могилевчанина Юрия Сергейчика, впечатляющий диптих Алеся Богданова «Диалог», а также обилие истинных героев нашего времени – котиков, щедро украшающих работы прикладников, текстильные или выполненные в технике фелтинга.
А еще складывается впечатление, что и живопись, и скульптура в будущем станут в большей степени женской сферой, нежели мужской. Количество одаренных барышень откровенно перевешивает число кавалеров: в скульптуре это Александра Рыбалка, в живописи – созерцательная Ангелина Кабанович, футуристическая Юлия Баслык. Цепляется взгляд за литографии Екатерины Белявской и инсталляции Христины Высоцкой, за оригинальную авторскую керамику, в которой творят преимущественно девушки.
– Работы мы получили интересные. Они вошли в каталог, специально изданный к открытию. Задумали его как своеобразный справочник «Кто есть кто среди молодых художников», – презентует Павел Сапотько. – Триеннале финансируется по линии государственной программы «Культура Беларуси» на 2016–2020 гг. Среди участников как никому пока не известные, так и молодые, но уже именитые авторы. Причем если в конкурсной заявке у нас одна работа или серия, то в каталоге мы иной раз публикуем большее число произведений, чтобы как можно шире представить авторов.
Алесь Богданов – одна из «звезд» нового поколения
Для успешной карьеры начинающему творцу требуется попасть в обойму – быть замеченным мэтрами, искусствоведами и критиками. Именно эту функцию (продвижения молодых талантов во всех областях изобразительного искусства), по задумке, будет выполнять триеннале. Результаты конкурса огласят 23 августа на торжественной церемонии награждения. Победители в номинациях получат призы в размере 60 базовых величин, а в перспективе, возможно, и нечто большее. Во всяком случае в разговорах проскальзывает тема возможных льгот при поступлении в вузы, если победитель окажется учащимся среднего специального учебного заведения, и других вариантах поддержки. Впрочем, это дело будущего, а сегодня у молодых творцов праздник: их заметили и дали шанс заявить о себе.
ovsepyan@sb.by