Они смеются первыми, чтобы вы смеялись последними

Прошедшая в прошлое воскресенье первая серия полуфинала КВН 2003 года, как, впрочем, любая игра, оставляет немало вопросов о том, что не показывают телезрителю.
Прошедшая в прошлое воскресенье первая серия полуфинала КВН 2003 года, как, впрочем, любая игра, оставляет немало вопросов о том, что не показывают телезрителю. Корреспонденты "Газеты" Андрей Лукин и Наталья Седых побывали за кулисами игры и побеседовали с редакторами КВН Андреем ЧИВУРИНЫМ и Михаилом МАРФИНЫМ.

- Хочется начать с самого непонятного - какими критериями руководствуется жюри, выставляя оценки? Есть ли формальные правила? Например, наличие песен в музыкальном конкурсе добавляет очки, а отсутствие - нет.

А.Ч.: Думаю, мы с Мишей сойдемся в том, что каждый из членов жюри руководствуется своим личным впечатлением. Вряд ли они начинают разбирать выступления на части и считать число песен. Формализма быть не может: если в музыкальном конкурсе у одной команды получилось смешнее, но меньше музыки, то она победит. Основной критерий один: смешно - не смешно. Скорее всего, жюри оценивает соотношение в выступлении очень смешного и не очень смешного. Как верно подметила одна из команд: в КВН добро побеждает более слабое добро. Думаю, еще ценится оригинальность.

М.М.: У каждого может быть своя система. Например, Юлий Соломонович Гусман разминку оценивает математически - после каждого ответа ставит свои символы "слабый - сильный" и смотрит общую картину. Это единственный конкурс, который состоит как бы из кубиков, и Гусману не хочется, чтобы работало правило Штирлица о том, что запоминаются первая и последняя фразы.

- Но в вашу работу редакторов входит оценка выступлений еще на этапе репетиций. Как вы отбираете, что забраковать, а что оставить?

А.Ч.: Сказать, что мы выбираем самое смешное, - не сказать ничего. Все команды по-разному готовятся к игре: у кого-то много материала, а у кого-то совсем чуть-чуть. Но даже когда мы видим, что материал некачественный и неконкурентоспособный, мы пытаемся выжать из него максимум. Хотя сразу предупреждаем команду, что материал не очень, предлагаем дотянуть, сесть с авторами, пока до игры есть время. Естественно, мы фильтруем пошлости и скабрезности...

- Про политиков?

А.Ч.: Про всех. Никакой цензуры у нас нет, никаких запретов на какого-то политического персонажа не существует. Мы следим лишь за тем, чтобы шутки были корректными и не допускалась откровенная грубость. Никогда не допускаем издевательств над физическими недостатками человека. Часто команды-новички начинают спорить, доказывать, что своей шуткой они "укладывали" залы, а мы объясняем, почему той или иной шутке не место в высшей лиге. Когда шутка нравится в залах, а с телеигры мы просим ее снять, команды не могут понять, говорят о цензуре. Но у телеигры свои законы. КВН существует 40 лет в том числе и потому, что не скатился до пошлых шуток.

М.М.: Бывает политическая сатира, а есть политическое зубоскальство. Если есть шутка про то, как какой-то знаменитый человек жене изменяет, а он на самом деле этого не делает, то шутка не проходит. Объект шутки должен быть фактом общественного сознания. Например, Волочкова привлекла к себе внимание, поэтому про нее сейчас много шутят.

- Насколько принципиальна актуальность острот? Ведь бывает, что о каком-то громком событии люди быстро забывают.

А.Ч.: Если мы предполагаем, что актуальность шутки к моменту эфира не пропадет, то оставляем. Бывают случаи, когда мы даем возможность команде провести шутку на игре, но вырезаем из телеверсии. Вообще, большинство решений принимается во время подготовки к игре: мы спрашиваем, почему команды не заметили те или иные важные события, рекомендуем для вдохновения читать газеты. Ведь выгоднее и интереснее обсуждать то, чем народ живет сейчас.

М.М.: Вот пример. Накануне полуфинала состоялся футбольный матч Россия - Грузия, по поводу которого команды заготовили мешок шуток. Но ясно, что к эфиру страсти забудутся, поэтому число шуток об этом пришлось сократить до одной.

- И не жалко вырезать?

М.М.: Жалко, но нам во что бы то ни стало надо укладываться в выделенное телеканалом время. Сначала мы убираем все технические сбои, паузы. Но даже если после этого остается перебор, режем по живому, на что команды порой обижаются.

А.Ч.: Это иллюзия, что в таком шоу, как КВН, которое живьем проходит от начала до конца, можно что-то важное убрать или поменять местами. Линию игры, настроение зала невозможно смонтировать по-другому - это сразу будет заметно. Если скучный зал ни с того ни с сего вдруг взорвется хохотом, зритель тут же почувствует подвох.

- На репетиции команды видят выступления других. Меняют ли они свой сценарий после этого?

А.Ч.: Конечно, целыми конкурсами. Были случаи, когда меняли в последнюю ночь перед игрой и то, что показывали на сцене, было сюрпризом и для Маслякова, и для нас, и для соперников. И мы не запрещаем этого, потому что сами учим их играть в КВН до последней секунды. Это высший пилотаж, когда в игре появляются свежие шутки. Раньше играли по субботам, а показывали в воскресенье. Так на коне оказывались те, кто успевал вставить в выступления шутки о субботних событиях.

М.М.: Еще с тех времен, когда я начинал играть в 1986 году, существовало право до "генералки" не пускать на репетиции другие команды. Оно и сейчас есть, но никто этим правом не пользуется. Есть джентльменские вещи - если одна команда на какую-то тему пошутила, то вставлять похожую шутку никто не станет.

- Капитан команды - фигура номинальная и существует только для специального конкурса или же у него есть еще задачи?

М.М.: Раньше капитаном был неформальный лидер, мозг команды, который не обязательно должен был стоять в линейке и выступать. Вот, например, Пелешенко из "Одесских джентльменов" не был руководителем команды, в отличие от меня. Поэтому мне с ним играть было очень тяжело. Он перед выступлением выспится, а я репетировал и выходил на игру без отдыха.

А.Ч.: Сейчас же капитан - это больше роль, а не должность. Это человек, играющий капитанский конкурс. Его могут поменять за день до игры, что не возбраняется. Переломный момент наступил примерно в 1996 году, когда стало понятно, что зрителям хочется видеть на сцене шоумена, а не лысого очкарика. Команды вовремя сориентировались и предложили Галустяна, Мартиросяна и других... Этот конкурс стал больше актерским, нежели авторским.

- Следите ли за соответствием номеров заявленной теме?

А.Ч.: Иногда команда даже шутит по поводу того, как они за уши притянули свое выступление к теме игры. Помню, команда Ереванского медицинского института при теме "Слона-то я и не приметил" гнала материал, никакого отношения к фразе не имевший. А в конце вышел человек и сказал: "А если вы нас спросите, при чем тут слон, значит, вы не заметили главного. А главное на КВН - это получать удовольствие". Жюри просто обалдело от такой наглости.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter