Они сажались за родину?

Эйфория "возвращения в лоно цивилизации" охватила Прибалтику.
Эйфория "возвращения в лоно цивилизации" охватила Прибалтику. Ко всеобщей радости, санкция на присоединение к членам элитного клуба под названием "Евросоюз" получена даже с учетом не совсем "европейской" позиции Литвы, Латвии и Эстонии по иракскому вопросу. Осталось выполнить последнюю формальность - провести референдумы, и неудобный кандидатский статус сменится полноправным членством в Европейском союзе. Все бы ничего, да только багаж, с которым неофиты отправляются в новый путь, полон пережитков того самого тоталитаризма, от которого они так старательно открещиваются.

На прошлой неделе эстонский суд приговорил бывшего работника органов госбезопасности 80-летнего гражданина России Владимира Пенарта к 8 годам лишения свободы условно. Формулировка обычная для таких дел: "Преступления против человечности и геноцид". Несколько месяцев назад как две капли воды похожее дело рассматривалось в латвийском суде, а до этого в литовском.

Схема "показательных процессов" за 12 лет независимости отработана до совершенства. Создается впечатление, что власти попросту боятся опоздать, когда судить будет уже некого, и поэтому так торопятся усадить на скамью подсудимых всех оставшихся в живых бывших чекистов.

При этом следствие нередко ведется в лучших традициях тех самых "органов", против которых, собственно, и развернута судебная война. Случаи, когда 80-летние больные люди подвергались изнурительным допросам, содержались за решеткой, даже стали объектом внимания Европейского суда по правам человека. Простая логика подсказывает, что в те годы, когда на территории прибалтийских стран совершались бесчинства сталинизма, нынешние обвиняемые были всего лишь рядовыми исполнителями своего воинского долга. Очевидно, что главных инициаторов репрессий уже давно нет в живых.

Создается впечатление, что кому-то выгодно распалять национальные амбиции таким проверенным и взрывоопасным "топливом", как "восстановление исторической справедливости". В качестве "красной тряпки" используется изрядно поеденный молью жупел КГБ. В большинстве тех дел, о которых идет речь, очевидно, что сам факт преступления имеет второстепенное значение. Для обвинителей гораздо важнее на примере одного человека бросить камень в советское прошлое, а в конечном итоге придать делу политическое звучание, показать европейским коллегам, что сегодня прибалты, как говорится, святее папы Римского.

А между тем о святости говорить не приходится, когда громкие разбирательства с бывшими сотрудниками советских органов соседствуют с намеренным замалчиванием нацистских преступлений. Праведное возмездие оказывается исключительно избирательным. Показательно, что новость об осуждении ветерана-чекиста пришла одновременно с сообщением о том, что на территории Латвии до сих пор скрывается до 30 фашистских преступников. Далеко ходить за примерами не надо: вспомним скандал с Михаилом Горшковым, которого подозревают в массовых казнях в Минске в 1943 году. Суд США в прошлом году лишил его американского гражданства, и Горшков вернулся в Эстонию. Эстонский паспорт бывшему карателю выдали вне очереди, в отличие от тысяч "неграждан" страны.

Приведу еще пример пресловутых двойных стандартов. В Вильнюсе есть здание, в котором в свое время располагался КГБ. Сейчас там оборудован музей. Зрелище, признаться, жуткое. Экскурсовод проводит ошеломленных посетителей мимо специально оборудованных камер пыток, лобного места, где стены изрешечены пулями, а в полу проделаны стоки для крови, рассказывает о тысячах невинных литовцев, расстрелянных или сосланных в Сибирь. Но вот о том, что в этом же здании в свое время находилось гестапо, экскурсовод не рассказывает...

Эта проблема приобретает особую окраску, когда знаешь, насколько остро в прибалтийских странах стоит национальный вопрос. Хуже всего то, что у "коренных" литовцев, латышей и эстонцев советская обида вольно или невольно проецируется на "русских", как огульно называют в Прибалтике нацменьшинства. "Показательные процессы" разжигают эти не самые лучшие человеческие чувства, подводят идеологическую базу под самые крайние политические течения. И это в то самое время, когда старая Европа проповедует национальную и религиозную терпимость, призывает к гражданскому сотрудничеству. Собственно, общеевропейский дом и построен на фундаменте примирения, вспомним хотя бы преодоление многовековых распрей и сближение Франции и Германии, этих главных исторических антагонистов. Не получится ли так, что новые партнеры привнесут в европейскую семью, казалось бы, навсегда вытравленные бациллы национализма?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter