Они рисовали за Родину

То, что мыслимо, то осуществимо. Гомель обогнал столицу и создал первый в стране пантеон — в знаменитом дворце Румянцевых — Паскевичей открыта портретная галерея самых прославленных личностей Гомельщины ХХ века: Громыко, Мележ, Макаенок, Сухой, Мазуров, Выготский, Рокоссовский...
То, что мыслимо, то осуществимо. Гомель обогнал столицу и создал первый в стране пантеон — в знаменитом дворце Румянцевых — Паскевичей открыта портретная галерея самых прославленных личностей Гомельщины ХХ века: Громыко, Мележ, Макаенок, Сухой, Мазуров, Выготский, Рокоссовский... Всего — 15. Одни связаны с этой землей рождением, другие — трудом, третьи — ратным подвигом (как маршал Рокоссовский, освобождавший область в Великую Отечественную). Особняком стоит персона Ирины Паскевич, последней владелицы имения, великой благотворительницы, лично переписавшей все свое имущество и отдавшей его в руки новой советской власти. Портрет «княгинюшки», как называли ее люди за доброту, тоже есть в пантеоне, что, согласитесь, очень благородно и дальновидно со стороны его создателей. Этот во всех смыслах дорогой, трудоемкий, я бы даже сказала, фешенебельный проект был задуман и воплощен в немыслимо короткие сроки даже для электронного века — менее чем за год от общего эскиза «золотой столовой» до последнего гвоздя в раму картины. Теперь парадные портреты украшают зал торжественных заседаний дворца, а также приподнимают Гомель в глазах общественности — родовитость края, а также почтение, с которым власти относятся к истории, не может не вызывать уважения.

Конечно, появлению пантеона именно в Гомеле способствовали объективные предпосылки. Музейный комплекс Румянцевых — Паскевичей, эта жемчужина русского классицизма на наших землях, — пока что лучший из отреставрированных дворцов Беларуси. Большие средства вложены с большим профессионализмом. Княжеский чертог, выражаясь слогом века, в котором он был возведен, восхищает строгим державным величием. Да, в архитектурном смысле дворец восстановлен безупречно. Но чем заполнить аристократические интерьеры теперь? Подлинников после всех катаклизмов ХХ века в имении осталось очень мало. Конечно, кое–что Гомелю передал Национальный художественный музей, кое–что куплено у антикваров, заказаны, в конце концов, копии с экспонатов Эрмитажа. Но требовались еще более ощутимые вложения, чтобы закрепить дворец–музей именно в сегодняшнем дне, чтобы великолепие восстановленного прошлого не бросало вызов тем непростым десятилетиям в нашей истории, когда под понятие «старый мир», от которого надо избавиться, попало и вечное искусство.

...Сегодня никто уже и не вспомнит в музее, кому именно пришла идея создания пантеона. Но, по всей видимости, человек этот незашоренных взглядов. Остается лишь факт: трем известным белорусским художникам — Виктору Альшевскому, Владимиру Савичу и Владимиру Зинкевичу поступил из Гомеля государственный заказ...

Здесь, конечно, надо сказать о мастерах — выбор именно на них пал не случайно. Владимир Савич — легендарная личность в белорусском изобразительном искусстве. В области книжной графики он обладатель самых престижных наград еще во времена СССР. Потом сделал прорыв на западный рынок, стал сотрудничать с зарубежными издательствами. Молодые смотрели на него как на небожителя: «Он конкурентоспособен в Европе!» На любой большой выставке работы Владимира Савича ищешь в числе первых: что на этот раз выставил художник?

У одаренного живописца Владимира Зинкевича — свой путь в изобразительном искусстве. Я бы назвала его манеру, образно выражаясь, мелодией трех «т»: тайны, туманы, тенеты... Утонченность, изысканность, проникновенность. Его картины, словно «серебряный шар», уводят в мир прошлого. И остаются в памяти драгоценным, граненым воспоминанием.

А Виктор Альшевский — вообще очень неординарная персона в художественном мире Беларуси. Богатая декоративность, щедрая фантазия, благородство сюжетов, масштаб композиций — все это снискало славу художнику и в родной стране, и за ее пределами. Он выразителен необычайно — и как человек, и как творческая личность.

Как видим, над гомельским пантеоном работали знаменитые, лучшие художники страны. Перед ними стояла масса проблем. Например, как точно, со вкусом вписать современную живопись в декорированную золотом классическую интерьерную среду? Как все учесть до мелочей, если зал пока существует лишь на бумаге в виде эскиза и требуется, чтобы не сфальшивить, проявить настоящее профессиональное предвидение? Но самое главное — как создать точные образы знаменитых людей, которые известны только по фото? Причем сходство — это лишь малая часть задачи. Портреты должны были быть в высшей степени музейными картинами, то есть наполненными и характером, и эпохой. Справились ли художники с этой задачей? Получилось ли желаемое? Расскажу лишь один эпизод. Перед портретом маршала Рокоссовского упал на колени ветеран, пришедший в дни праздников в музей. «Живой!..» Такое не срежиссируешь... Да, архитектура, свет, живопись соединяются здесь в таком мощном ансамбле, что действительно чувствуешь себя, словно в капелле, в храме истории, где хочется преклонить колена и сказать о людях, изображенных на портретах, поэтической строкой: «Не говори с тоской: их нет,/ но с благодарностию: были».

Остается добавить, что эта большая и успешная творческая работа выдвинута на соискание Государственной премии.

На снимке: Дворец Румянцевых — Паскевичей. Зал торжественных заседаний.
Фото Виктора АЛЬШЕВСКОГО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter