Наша газета к проблемам дронов обращалась не раз. Во время «круглого стола» в «Р» представители Департамента авиации Министерства транспорта и коммуникаций, Белорусской федерации беспилотной авиации и Минобороны пришли к выводу: необходимо совершенствовать законодательство, которое регулирует использование БПЛА, нужна четкая их классификация, создание диспетчерской службы, которая контролировала бы полеты, а главное, была бы о них осведомлена.
У беспилотников широкий спектр применения: от любительской съемки до промышленности.
Пока эти предложения далеки от реализации, но дронов в небе становится все больше. БПЛА применяют в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, оборонном секторе. А для многих они — просто хобби, любимая игрушка. Все ли желающие поуправлять своим персональным летательным аппаратом знают, как летать, чтобы не создавать проблем себе и другим? Где можно узнать об этом? Быть может, при покупке? Признаться, правил действительно немало. А насколько много энтузиазма у продавцов о них рассказывать? Корреспондент «Р» проверил, что в местах торговли сообщают покупателям о правилах эксплуатации дронов.
На законных основаниях
По закону сегодня квадрокоптеры, приобретенные для личного пользования, могут относиться к беспилотным летательным аппаратам, включенным в перечень товаров и технологий двойного назначения, и подлежат экспортному контролю. К чему такое серьезное отношение к, казалось бы, безобидной игрушке?
Заместитель председателя Белорусской федерации беспилотной авиации Глеб Бондарик поясняет: в зависимости от мощности и устройства БПЛА можно использовать в различных сферах:
— Беспилотники можно применять в точечном земледелии, лесном хозяйстве, промышленности и, конечно же, проводить фото- и видеосъемку. При всем этом вы используете воздушное пространство. Если вы физическое лицо и поднимаете БПЛА не выше 100 метров в пределах прямой видимости и вне запретных зон — можете летать, не подавая заявку на использование воздушного пространства.
Но даже соблюдая правила, летать и снимать с помощью БПЛА можно не везде. На сайте Белорусской федерации беспилотной авиации указаны запретные зоны. Если вы хотите проводить съемку в этих районах, то вам нужно обратиться за согласованием в Генштаб Вооруженных Сил.
Кроме того, если вы собираетесь выехать со своим дроном за рубеж, стоит помнить: для перемещения авиамоделей через таможенную границу необходимо получить заключение об идентификации продукции в Государственном военно-промышленном комитете и быть членом Белорусской федерации беспилотной авиации.
Также стоит знать, что Государственной комиссией по радиочастотам при Совете Безопасности внесены изменения в решение «О выделении радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств малого радиуса действия» об эксплуатировании авиамоделей, работающих в полосе радиочастот 2400–2483,5 МГц с ЭИИМ от 10 мВт и до 100 мВт. Но при условии, что гражданин, управляющий авиамоделью, входит в республиканское общественное объединение «Белорусская федерация беспилотной авиации» и данная модель поставлена на учет БФБА. Получается, что те, кто сегодня использует эту частоту без регистрации, делают это неофициально.
Глеб Бондарик обращает внимание: члены федерации ознакомлены с правилами эксплуатации, знают о бесполетных зонах, о том, как сохранить свой дрон и не причинить вреда и неудобства гражданам вокруг.
Продавцы–учителя
Сегодня в БФБА зарегистрировано около 400 пользователей. Но большинство владельцев этих летательных аппаратов в федерации не состоит. Безусловно, дроны сделаны так, чтобы человек за час обучился ими управлять. Но кто-то же должен рассказать о законах и правилах, чтобы сделать воздушное пространство цивилизованным.
Глеб Бондарик полагает:
— Получается, что продавцам следует объяснить суть Указа Президента «Об использовании авиамоделей» и постановления Совета Министров «О некоторых вопросах использования авиамоделей в Республике Беларусь». Также им надо напомнить, что дрон можно запускать вне запретных зон, в пределах прямой видимости, не выше 100 метров от поверхности земли или воды. Аппараты массой более полукилограмма подлежат обязательной маркировке.
Сегодня в БФБА зарегистрировано около 400 пользователей. Но большинство владельцев БПЛА в федерации не состоят.
У замглавы федерации есть претензии к продавцам: многие из них мало времени уделяют информированию граждан. Главная задача — продать, а дальше — ваши проблемы.
Чтобы узнать, так ли это, направился в крупный торговый центр. Здесь давно приметил два магазинчика с электроникой, где продаются в том числе и дроны.
В павильоне на первом этаже продавец заметил, что я присмотрелся к БПЛА:
— Вы смотрите на дроны начального уровня. Их покупают, чтобы разобраться с тем, как работает система, ну и просто полетать в удовольствие.
— И что, можно вот так с нуля управлять им?
— Да, управление очень легкое. Можно скачать приложение на телефон или пользоваться джойстиком. Ничего трудного нет.
— А что насчет зон, где летать нельзя?
— Можно практически везде летать. Единственное только, антенны и радиовышки могут блокировать связь с дроном, и его можно потерять. Дроны подороже могут летать выше ста метров, и проблем у вас не будет. Регистрировать его нигде не нужно (продавец сзади подсказывает, что нужно, но пояснений я так и не получил).
В следующем магазине, несколькими этажами выше, гораздо больший выбор беспилотников. Продавец ознакомил с нюансами работы наиболее любопытных вариантов:
— На них не нужны особые документы. Наши дроны не поднимают большой груз и считаются безопасными. Вот дрон, который может летать на высоте до 2 км.
— И что, я могу в городе летать где угодно?
— Да, конечно, но только не на проспекте Независимости и не над военными объектами.
— А регистрировать их надо?
— Необязательно, но можно. Вот есть БФБА. Можете обратиться к ним. Дадут значок даже. Но, вообще, у нас этим никто не занимается. Модель, кстати, бесшумная. Соседи, скорее всего, не будут жаловаться, если дрон вдруг пролетит возле окон.
Пытаясь понять, везде ли ситуация с объяснениями такая печальная, я направился в следующий торговый центр. Тут также есть магазин с электроникой, который продает дроны. Нашел, правда, только самую маленькую версию, но продавец пояснил мне, что на сайте магазина уже сейчас можно заказать и большие модели:
— Сейчас старт продаж. У нас даже есть топовые варианты с разными настройками.
— Что нужно, чтобы на нем летать? Документы? Регистрация?
— Нет, не надо. Я свой не регистрировал.
— А на высоте метров 150 я могу летать без проблем с ним?
— Можете без проблем. Только ветром может сдуть.
— А как насчет запрещенных для полета зон?
— В теории должны быть, но я особо не заморачивался. По городу, если поиграться просто , вопросов к вам не будет.
— А если я с ним хочу поехать за рубеж? Какие документы нужны?
— Нет, никой регистрации не надо. Можно просто брать с собой. Если вам нужны документы какие-то — найдем.
И в других магазинах в разных концах Минска, где побывал, внятных объяснений так и не получил.
Вердикт пока такой: никто вам толком, скорее всего, не расскажет обо всех нюансах пользования БПЛА в потребительских целях. Поэтому лучше все же зарегистрироваться в Белорусской федерации беспилотной авиации, где вам расскажут, как правильно пользоваться модной игрушкой, а также обучат специфическим навыкам коммерческой работы в ряде сфер. Хотя можно использовать дрон на свой страх и риск, но при этом стоит поискать в интернете, какие документы и для чего вам нужны, а также где разрешено летать.
Как мы протестировали продавцов дронов на знание минимальных правил полетов
Они летают в облаках
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.