В Минске открылся юбилейный фестиваль Юрия Башмета

Онегин на новый лад

В Минске Юрия Башмета знают и любят. Более того, в этом году афиши юбилейного, десятого по счету, Международного фестиваля имени маэстро умудрились составить конкуренцию афишам самого Стаса Михайлова. Впервые билеты на открытие филармонического пиршества классической музыки разошлись быстрее, чем на грядущее выступление короля шансона. Гениальный музыкант и не менее гениальный менеджер Юрий Башмет, как оказалось, отлично знает, как привести к гармонии мир высокой классики и массовую культуру. Роскошный вечер, на котором можно было увидеть всех и сразу — Константина Хабенского и его супругу актрису Ольгу Литвинову, лауреата престижных международных конкурсов Жалю Исмаилову, солистов Большого и Мариинского театров, музыкантов симфонического оркестра «Новая Россия», — как и обещалось, помог искушенной и не очень публике найти хрупкий баланс между высокой материей искусства и обращением, понятным простому слушателю, еще не открывшему для себя чарующую музыку Петра Чайковского. Ах да! Потчевать мировой поэзией в сочетании с классической музыкой Юрий Абрамович на этот раз приехал на пару с пушкинским «Евгением Онегиным».


Юрий Башмет признался, что счастлив каждый год возвращаться в Минск

Идею своего нового детища — авторской интерпретации знаменитой оперы Чайковского — Юрий Абрамович оговаривал уже не раз. На пресс–конференции перед минской премьерой маэстро повторился: идея спектакля — просветительская, проект рассчитан в том числе и на то, чтобы о сюжете Пушкина и ариях Чайковского подрастающее поколение узнало хотя бы потому, что на афишах — Хабенский. И сам Башмет, разумеется. Как ни крути, вздыхает Юрий Абрамович, а реклама классики требует сегодня от своих создателей все больше такта и изобретательности.


В 2013 году Константин Хабенский впервые заглянул на фестиваль Башмета 
в Минск: успех творческому тандему был обеспечен.

Разыгрывать музыкально–драматическую историю под аккомпанемент маэстро Башмета артисту Хабенскому не впервой. Подобные образцы соединения текста и музыки для творческого дуэта далеко не ноу–хау. Артист и музыкант успешно освоили это непаханое культурное поле и уже не первый год выступают вместе. Кстати, в первой версии «Евгения Онегина» актерами, поддерживающими для зрителя драматургию пушкинской поэмы, были Ксения Раппопорт и Олег Меньшиков. Хабенский заступил на вахту чтеца несколько лет назад, а чуть позже к нему присоединилась актриса МХТ имени Чехова Ольга Литвинова. На минском вечере подстроиться под манеру Хабенского Литвиновой удалось лишь к финалу (даром, что супруга), артистка торопилась, словно боясь забыть текст, и оттого оставила от своего прочтения весьма смазанное впечатление. Что, впрочем, не помешало ей расположить к себе художественного руководителя минского Современного художественного театра Владимира Ушакова. После окончания спектакля Владимир Васильевич признался:

— А мне понравилось! С удовольствием бы поработал с Ольгой и Константином. Задумка спектакля, когда на одной сцене встречаются все: оркестр, певцы, актеры, просто потрясающая. Благодаря чтецам история понятна даже тем, кто не знаком с оригинальным материалом (и такое бывает!). Думаю, надо сделать нечто подобное и в нашем театре. 

Еще один поклонник творческого дуэта, присутствовавший на премьере известный белорусский дирижер Михаил Снитко, тоже поспешил дать постановке свою оценку:

— Очень прогрессивная вещь. Мне импонирует сама идея, когда музыкальные номера бессмертного творения Чайковского органично переплетаются с чтением фрагментов из одноименного романа. Отдельно хочу отметить оркестр «Новая Россия» — коллектив международного уровня, у которого нам нужно поучиться. Еще Вагнер говорил, что оркестр должен подражать хору, быть «поющим» — не в смысле петь, но играть в унисон с солистами и артистами. «Новая Россия» как раз такой «поющий» оркестр. Браво маэстро Башмету!


Роль Татьяны маэстро доверил артистке Зальцбургской оперы 
Жале Исмаиловой.

Миссию высказать свое браво солистам, слегка потерявшимся в суете, связанной с громкими именами Хабенского и Башмета, взяла на себя сама публика. В овациях искупали и Жалю Исмаилову, отстрадавшую на сцене за пушкинскую Татьяну, и баритона Илью Кутюхина, солировавшего в роли Онегина, и Светлану Шилову на пару с Сергеем Романовским, отблиставших в ролях Ольги Лариной и Владимира Ленского. Последний был особенно хорош. После предсмертной арии «Что день грядущий мне готовит» зрители впервые нарушили благоговейную тишину в зале и закричали «браво!» из дальних рядов партера.

Получив под занавес вечера свою порцию восторгов и аплодисментов, Юрий Абрамович публично пообещал всенепременно привезти музыкально–поэтические читки в Минск еще раз. Актер Хабенский, говорят, тоже уже дал свое согласие. Оба по–прежнему сходятся в одном: такая форма работы слишком уж притягательна. Потому что музыкант в ней — немного актер. А актер — почти музыкант.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 187 (24817). Среда, 30 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter