Учитель начальных классов Екатерина Яскевич — о профессии мечты, детской непосредственности и вопросах первоклашек, которые ставят в тупик

Она у них — классная!

Белый пиджак, пудровое персиковое платье, спокойный голос и улыбка, от которой веет маминой теплотой — идеальную учительницу начальных классов мы нашли в столичной школе № 29. Когда Екатерина Яскевич входит в кабинет, 1 «Г» замирает в ожидании — ребята уже знают, что урок обещает быть интересным и пролетит незаметно. Забавные истории, яркие картинки, увлекательные задачки и ответы на самые неожиданные вопросы — все это есть в арсенале Екатерины Михайловны. После школьного звонка мы расспросили молодую учительницу о том, как она находит общий язык с коллективом и родителями, легко ли справляется с малышами, которые впервые сели за парты, и чего мечтает достичь в профессии.

Тот, кто всегда рядом

— Давай на «ты», так проще, — улыбается Екатерина Михайловна, поправляя перед зеркалом свои золотые кудри. Но я учительнице, хоть она и младше, «тыкать» не могу — так и разговариваем все интервью на уважительных тонах.

Екатерина ЯСКЕВИЧ: «Главное — быть честной с собой и со своими учениками».

Педагогом девушка решила стать еще в школе — говорит, постоянно восхищалась своими наставниками и мечтала быть на них похожей:

— Мне всегда казалось: вот это самоотдача! Причем я с детских лет понимала, что могу обратиться к учителю в любой ситуации — даже если меня пожурят, все равно сделают это по-доброму, чтобы не обидеть. В нас заложили представление, что учитель — это человек, который всегда рядом и не бросит в беде. Особенно мне нравились уроки белорусского, моя педагог реально отдала частичку себя и привила любовь к языку.

Если думаете, что Екатерина всегда была примерной, ошибаетесь — и в ее идеальной биографии нашелся маленький грешок:

— Мы с подружками решили прогулять школу, это был класс седьмой. Выждали момент, когда родители уйдут на работу, и собрались у меня. Но в итоге страха было больше, чем удовольствия! Классная руководительница позвонила родителям, потом всех нас наказали. Так что прогулом насладиться не удалось. Дорогие дети, мой вам совет, не делайте так.

Когда перед девушкой встал вопрос, в какой вуз поступать, вмешалась мама.

— Я из города Лунинец, это в Брестской области. Сначала думала пойти в университет ближе к дому, но мама настояла: «Если уж идешь в учителя, поступай в лучший педагогический вуз страны — БГПУ». Нашлись, конечно, люди, которые отговаривали, мол, это очень ответственная, сложная и порой неблагодарная профессия. Но я решила, что слушать никого не стану и добьюсь своего.

Выпускной год Екатерина провела в ожидании, признается, очень хотелось перебраться в столицу и окунуться в студенческую жизнь.


— Поступила я на факультет начального образования без проблем, хотя вступительные экзамены принесли много волнения. А потом появилось ощущение свободы — мама осталась дома, ты теперь сам по себе. Еще меня удивляла красота Минска — в маленьких городах все не настолько пышно, а здесь множество парков, кафе, каждый раз можно гулять в новом месте. Университет дал мне очень многое: мы не просто заучивали конспекты, а старались через себя пропускать все методики. После вуза я зашла в школу уверенным шагом.

«Но я же хочу кушать!»

В 29-ю начальную школу молодой специалист распределилась по рекомендации декана — как одна из лучших на курсе:

— Прийти в первый раз было безумно страшно, возникало много вопросов: как примет незнакомый коллектив, не буду ли выглядеть слабой на фоне опытных педагогов. Но я очень благодарна коллегам за помощь, они сразу сказали: «Можешь подходить по любому вопросу, мы и сами были молодыми, понимаем, как тебе непросто». Еще очень волнительный момент — первая встреча с родителями будущих учеников, мы с ними познакомились в конце августа на организационном собрании. Я боялась, что взрослые люди будут относиться ко мне скептично, мол, чему может научить молодая девушка. Но после собрания ко мне подошли мамы и сказали: «Мы так рады, что вы наша классная — еще не уставшая, у вас горят глаза и есть желание работать». Эти слова меня успокоили и подбодрили, осталось только не подвести родителей.

Первоклассники очень любят и уважают свою молодую учительницу.

Утро перед линейкой 1 сентября Екатерина вспоминает с дрожью в голосе: говорит, даже не думала, что можно так переживать. Но улыбки малышей и море цветов растопили сердце молодой учительницы.

— У меня в классе 27 человек — 16 мальчиков и 11 девочек. Пока у первоклашек идет адаптационный период: они только вышли из садика, еще совсем не знают друг друга, привыкают к школе. Меня позабавил один момент: 1 сентября мы сидели на уроке и один из мальчишек достал свою ссобойку — печенье, сок — и начал есть. Я ему говорю: «Солнышко, так нельзя, мы на занятии». Минута молчания: он на меня внимательно смотрит, а потом выдает: «Но я же хочу кушать!»

Маша, медведь и буквы

Терпения Екатерине не занимать — вещи, которые кажутся для нас обыденными, дети только познают, с этим девушке приходится мириться:

— Ребята учатся вставать из-за парт, приветствуя учителя, поднимать руку для ответа, а не выкрикивать. Сейчас мы готовимся к письму, обводим картинки. Ну представьте, если вы прямо сейчас начнете учить китайский язык — иероглифы сразу будут казаться непонятными и сложными, вот и у первоклашек так же с русским. Однажды я повесила на доску письмо от Маши (героини мультика «Маша и медведь») и объясняла на его примере, как мы будем учиться прописным буквам. Один мальчик спросил: «А почему Маша пишет не по-русски?» То есть дети уже знают, как выглядят печатные буквы, но никогда не видели прописные.

Помните, как шумный класс успокаивали наши учителя? В ход всегда шла как минимум указка, звучно бьющая по столу. Екатерина удивляется — нынешние педагоги очень осторожно относятся к тому, чтобы ругаться на детей:

— Лучший способ — это игра, потому что кричать бесполезно. Как только дети начинают шуметь, я тихо говорю: «Ребята, мне одна волшебница рассказала, что если я сейчас закрою глаза и досчитаю до трех, передо мной появятся самые спокойные и послушные детки. Один-два-три…» Потом открываешь глаза, а ученики как шелковые — сложили руки на парты и молчат. А если вдруг ребенок не хочет выполнять задание, нужно ставить в пример его родителей: «Скажи, твои мама и папа умные? А хочешь быть, как они, или навсегда останешься таким малышом, не умеющим читать и писать?» Вот эти секреты лучших преподавателей БГПУ работают безотказно!

Солнышки, тучки, смайлики — все это рисовали на полях тетрадей наши учителя, оценивая тем самым старания школьников. Но в первом классе такой системы нет: говорят, это плохо влияет на психику ребенка.

— Похвалишь одного, но не отметишь другого — сразу вопросы: «А как же я? Посмотрите, я тоже убрал на парте». Даже если поругала ребенка, нужно обязательно найти, за что его похвалить — метод кнута и пряника в действии, — акцентирует Екатерина. — Часто дети путают обращения «ты» и «вы» — такое пропускать нельзя, чтобы не привыкли. А еще очень любят подойти и дергать за юбку. Но у меня пока контраста «ожидание — реальность» нет: я понимала, что иду к маленьким детям, они непредсказуемые, и от них можно ожидать чего угодно.

Время летит незаметно — через четыре года малыши из 1 «Г» вырастут и уйдут учиться в среднюю школу. Екатерина уже предвкушает свой первый выпуск:

— Это ведь так здорово: я выращу этих детей, как цветы. Главное, чтобы они были человечными.Порой я могу отодвинуть план урока и поговорить с ними о том, как нужно себя вести в коллективе, о дружбе и уважении. Но я слежу и за своими эмоциями: весь сентябрь убеждалась, что сделала правильный выбор. Просыпалась утром и понимала: я хочу идти на работу. Конечно, амбиции у меня есть, хочется больших достижений — может, я когда-нибудь еще раз стану героиней вашей газеты, но уже в качестве заслуженного учителя. А пока мне хочется поработать с детьми и стать достойным педагогом. Главное — быть честной с собой и со своими учениками.

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter