История фронтового оператора Марии Суховой: как женщина стала легендой советского военного кино

Она снимала войну

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Оте­чественной войны хранится сюжетное фото, на котором за операторской работой запечатлена Мария Сухова — одна из первых женщин-кинооператоров в Советском Союзе. Отснятые ею пленки стали весомым вкладом в советскую кинодокументалистику, неоспоримыми уликами преступлений гитлеровцев на оккупированной белорусской земле. Благодаря отснятым Марией Суховой видеосюжетам многие поколения наших соотечественников сохранят память о борьбе и мужестве белорусских партизан.

Мария СУХОВА в тылу врага. 1944 год.

История страны — история судьбы

Судьба Марии Ивановны Суховой кинематографична сама по себе. Она родилась в Москве в 1905-м в многодетной семье. Отец — московский дворник, мать — простая домохозяйка. Детские годы прошли в страшной нужде и ранних заботах. После окончания городской школы Марии пришлось взять подработку, чтобы помогать семье, и параллельно учиться на городских общеобразовательных курсах.

Прежде чем найти свое призвание, она поработала штамповщицей, помощницей лаборанта в кустарной косметической лаборатории. С августа 1930-го пришла трудиться на Московскую фабрику «Культурфильм» отнюдь не оператором, а намотчицей кинопленки, рассказывает ведущий научный сотрудник отдела учета фондов Ирина Зенько:


— Затем перешла на Московскую объединенную фабрику «Союзкино» проявщицей кинопленки. Работа пришлась по душе. И уже в 1935 году Мария Сухова стала оператором. Символично, что первой ее самостоятельной операторской работой стала съемка первого женского автопробега в честь Сталинской конституции в 1936-м.

Мария Сухова открыла двери сотням других женщин, доказав, что для них нет запретных профессий.

В тылу врага

С началом Великой Отечественной войны с октября 1941 года Марию Сухову включили в киногруппу Западного фронта. В ноябре 1941-го она снимала парад Красной Армии в Москве. Зафиксировала на кинопленку, как город готовился к обороне, как колонны пехотинцев уходили с Красной площади сразу на фронт.

Мария СУХОВА (слева) и Оттилия РЕЙЗМАН, кинооператоры Белорусского штаба партизанского движения, среди партизан Полоцко-Лепельской зоны. 1944 год.

Сегодня можно взять смартфон и снять видеоролик, который найдет своего зрителя в интернете. А в начале 1940-х нужны были тяжелые кинокамеры, бобины с пленкой, студия для проявления и монтажа... Несмотря на эти условия, Мария Сухова не раз переходила линию фронта, бывала во вражеском тылу, летала в партизанские отряды Беларуси.

Она жила как и все партизаны: ходила в разведку, участвовала в боевых операциях, попадала в окружение и выбиралась оттуда. Только отличало ее от товарищей то, что кроме боевого оружия у нее были еще тяжелая съемочная камера и кассетник.

В своей докладной записке комиссар партизанской бригады «Железняк» Степан Степанович Манкович писал о Марии Суховой:

«…Начинают каждый день появляться фрицевские самолеты, начинают изредка поплевывать, иногда Машу предупреждаю не высовываться, а она наоборот, пониже, говорит «мне нужно» и начинает их визировать…»

Во время отдыха. Бригада «Железняк» Бегомльского района Минской области (отпечатано с кинопленки, снятой Марией СУХОВОЙ в 1943 году).

Когда на партизанский аэродром прилетали самолеты с большой земли, летчики увозили отснятый материал в Москву и привозили новую пленку.
Мария Сухова сняла несколько ярких эпизодов, вошедших в фильм «Народные мстители». Она вела рассказ о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории, о сопротивлении народа.
Показывала, как взлетают на воздух, скатываются под откос вражеские эшелоны, горят штабы и комендатуры.


С камерой до последнего вздоха

Центральная студия документальных фильмов в Москве задумала создать фильм «Освобождение Белоруссии». В декабре 1943-го специально для работы над ним Марию перебросили через линию фронта. В свою вторую и последнюю командировку она отправилась с коллегой Оттилией Рейзман, говорит Ирина Зенько:

— Самолет приземлился в расположении партизанской бригады «Железняк» Минской области около Бегомля. Кинооператоры сразу попали в горячую точку партизанских сражений. Всего в полутора километрах шли бои с карателями — пришлось снимать бои и налеты вражеской авиации, держа наготове боевое оружие. Оттуда девушки пешком около 80 километров пробирались в Полоцко-Лепельскую партизанскую зону. Штаб соединения тогда находился в Ушачах.



Руководитель партизанских формирований Полоцко-Лепельской партизанской зоны Владимир Лобанок позже вспоминал:

«В последний раз к нам в зону Маша прилетела в 1943 году, в самый разгар «рельсовой войны». Девушки очень много работали (вместе с Оттилией Рейзман). Вели себя мужественно, особенно Маша. Однажды девушки попросили помочь им снять, как немцы, чтобы обезопасить себя от внезапного нападения партизан, вырубают лес вдоль шоссе. Выделили мы им подводу, охрану, и кинооператоры отправились на задание. Девушки не ограничились съемками. Они решили попутно испортить телеграфно-телефонную связь противника. Спилили несколько столбов, перерезали провода. Так увлеклись работой, что чуть не просмотрели подошедших гитлеровцев. Маша заметила их первой. Партизаны предложили отходить. Но девушки и слушать не хотели. Решили встретить врага огнем. Сани отогнали в сторону, а сами залегли и, когда фашисты подошли совсем близко, открыли огонь из автоматов. Нанеся гитлеровцам потери, девушки вышли из боя невредимыми».

Весной 1944-го гитлеровцами была разработана карательная операция «Весенний праздник». 60 тысяч карателей окружили витебских партизан. 25 дней велись кровопролитные бои, кольцо блокады сужалось. В ночь на 5 мая партизаны осуществили прорыв. Около 15 тысяч мирных жителей были выведены из окружения. В ту ночь погибла Мария Сухова. Она получила смертельное ранение в живот, но успела передать камеру и кассету партизанам. Отснятые ею кадры использовались в картине «Освобождение Белоруссии» и в 20-серийной киноэпопее «Великая Отечественная».


В 1974 году в ознаменование подвига партизан Полоцко-Лепельской партизанской зоны был торжественно открыт мемориальный комплекс «Прорыв». На мемориальной плите выбита надпись: «…Их было 17 195 против 60 тысяч. Мужество народа победило. Смерть стала бессмертием». На еще одной плите среди имен павших партизан есть имя Марии Суховой.

На открытие мемориала в Ушачах приехала фронтовой оператор Оттилия Рейзман, чтобы вспомнить героические события и почтить память погибшей подруги. Ей самой удалось выйти из окружения в тот страшный день.

Сталинскую премию II степени Марии Суховой присвоили посмертно. Это была награда за съемки фильма «Народные мстители».

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter