Она нас видит, она нам помогает...

Два года назад в древнем Полоцке открывали памятник святой игуменье Евфросинии.
Два года назад в древнем Полоцке открывали памятник святой игуменье Евфросинии. По рассказам очевидцев, погода в тот день стояла хуже некуда. Но как только ответственный момент свершился, тучи внезапно разбежались, дождь прекратился, засветило солнце. А после того как на главной площади поднялась бронзовая заступница, город по-настоящему ожил. Может быть, преподобная благодарит земляков за внимание? В последние годы действительно сделано немало в честь матери-земли белорусской. В Спасо-Евфросиниевском монастыре покоятся ее мощи. С благословения Белорусской православной церкви с помощью государства воссоздан по сей день утраченный легендарный напрестольный Крест Евфросинии. И вот теперь очередная духовная акция: готовится новая рака для святых мощей. Подробнее об этом рассказывает глава Полоцкой и Глубокской православной епархии епископ ФЕОДОСИЙ

: - Недавно правительство приняло программу по восстановлению исторического облика Полоцка. Она содержит аспекты как духовные, так и чисто материальные. В первую очередь процесс воссоздания, конечно, касается отечественной исторической святыни, которая находится в старинном Спасо-Евфросиниевском монастыре. Уже поднят, можно сказать, из руин Кресто-Воздвиженский собор, постоянно ведутся работы в Спасо-Преображенском храме, где расчищаются фрески XII столетия - настоящий шедевр мирового искусства. Однако духовным средоточием является личность преподобной Евфросинии Полоцкой. Это она построила монастырь, это с ее помощью расписаны стены старинного храма. Ее усилиями и тщанием устроен уникальный крест, который стал называться в ее честь. В мире таких больше нет. Ну и, наконец, мы должны сказать, что сама преподобная - тоже огромная святыня. Она и ныне почивает своими нетленными мощами в нашем монастыре. В 1998 году сестры, духовенство совершили переоблачение мощей. Гроб, в котором покоится святая, его обивка и внешние покрывала от времени пришли в ветхость, им потребовалась замена.

- Убрали первозданные вещи?

- Нет, ведь со дня смерти игуменьи Евфросинии прошло более 800 лет. Конечно, некоторые ткани сберегаются долго, но полностью сохранить все невозможно. Но ваш вопрос как раз подчеркивает особое явление. Дело в том, что ткань ветшает, дерево теряет в своей крепости, а тело преподобной нетленно. Безусловно, она остается в той одежде, в которой была похоронена, никто к ней не прикасается. Вообще же существует специальный устав, регламентирующий, как хоронить монахов и монахинь. Из любви к преподобной ее тело покрывается пеленами - богато вышитыми, украшенными бисером, шитьем, а иногда и драгоценными камнями. Вот и понадобилось заменить те пелены новыми - именно внешняя связь времен приходит в негодность. Когда же открыли лик заступницы, увидели чудо Божие - женщину с закрытыми глазами. Особенно поражают, конечно, глаза, поскольку после смерти на их месте образуются ямы, а у нее просто закрыты веки. Специальная комиссия, куда входило 5 монахинь монастыря во главе с игуменьей, 4 священнослужителя и правящий епископ, а также врач высшей категории - все очевидцы явления, составила акт о нетлении мощей преподобной Евфросинии Полоцкой.

- Но зачем нужна бюрократия: какой-то лист бумаги, акт?

- Знаете, всегда находятся желающие оспорить чудесность такого явления, как нетление мощей. Они обычно говорят: влияют определенные климатические условия - сухой воздух, постоянная температура. Пример мощей нашей святой полностью опровергает подобные предположения. После смерти тело преподобной находилось в трех разных природных зонах. Сначала в Палестине, в Святой Земле, где очень жарко. Затем средняя полоса - Киевские пещеры. И, наконец, уже 88 лет в Полоцке с его достаточно холодным и влажным климатом. Тем не менее мощи остались нетленными и являются не только предметом, скажем, чисто физическим, но и огромной духовной ценностью, которая проверяется определенными плодами ее деятельности на Земле по сей день. Мы уже приступили к записи современных чудесных явлений, проистекающих от мощей преподобной нашей матери. Она нам помогает, она нас слышит.

- Владыка, так что же случилось с настоящей ракой, где покоились нетленные мощи?

- До 1918 года они хранились в серебряной раке. По известным причинам новая власть драгоценный предмет изъяла. Но сейчас, после всех разрушений, очевидно, наступило время собирать камни. Поскольку храмы уже восстановлены и мощи возвращены церкви, возникла насущная проблема воссоздания и этого элемента древнего благочестия - раки преподобной. Такая работа уже более года проводится известным белорусским мастером Николаем Кузьмичом. Подготовлены эскизы, чертежи, нашлись доброхоты, приславшие особое дерево твердой породы. Насколько мне известно, Президент страны подписал распоряжение о выделении необходимого количества серебра - 120 килограммов. Так что Бог в помощь Николаю Петровичу в его высоком, благородном и святом деле.

- Я так понимаю, судьба оригинальной раки неизвестна?

- Думаю, ее нет. В то время все плавили в слитки.

- Как вы вообще относитесь к изготовлению копий святынь? Могут ли они обладать духовной силой оригиналов?

- Почему же нет? Но, конечно, только в том случае, если копия используется по своему назначению: скажем, новая рака и новый крест хранятся в храме, где молится народ, совершаются богослужения, если рака, как и прежде, будет вмещать в себя те же нетленные, благоухающие мощи.

- Благоухающие мощи?

- Именно так. Когда матушка перед утренним богослужением приходит в храм и открывает крышку мощей, храм наполняется благоуханием, накопившимся за ночь, пока его двери закрыты.

- Что еще из историко-духовного наследия Беларуси можно поставить в один ряд с мощами святой Евфросинии Полоцкой?

- Прибегну к Священному писанию, где говорится: звезда от звезды разнствует во славе, то есть каждая звезда имеет свою величину, свою силу света. Много звезд на небе, все они прекрасные, все светят, но одна превосходит остальные. Так и преподобная - духовная звезда, и я бы сказал, пожалуй, трудно найти еще такую личность, которая могла бы стать с ней на одной ступени. Почему? Потому что в наших землях она родоначальница и аскетизма, и монашества, и образования, и культуры - зодчества, живописи, иконописи. Игуменья Евфросиния организовала школу при монастыре - для своего времени явление уникальное. Кроме Полоцка, таковые существовали только в Киеве и Новгороде.

- Согласны ли вы с мнением, что ныне в обществе проявляется некий духовный упадок? В состоянии ли наследие преподобной реальным образом оказывать благотворное влияние на наших современников или перед нами все же по большей части историко-культурная ценность?

- Надо сначала разобраться, кто говорит о духовном упадке. Тот, кто побывал в нашем монастыре, пообщался со святыней, выходил за ворота совсем другим человеком - просветленным, радостным. Мне кажется, если некто не желает духовного возрождения, далек от идеи внутренней, сокровенной духовной жизни, он и станет говорить о духовном упадке. Когда отсутствует желание двигаться к возвышенному, чистому, ничего больше не остается, как пребывать в полумраке. Но если в людях появляется хотя бы небольшое желание познать эту область и приобщиться, с ними происходит чудо духовного возрождения. Человек начинает задумываться: Господи, в самом деле есть мир видимый, а есть духовный. Какие там идеалы, высокие цели! И это все рядом, и кто-то идет к этой цели, и пусть в меру своих сил, но приближается.

О том, в какой стадии находится изготовление раки, владыка Феодосий порекомендовал узнать непосредственно у Николая Кузьмича. Звоню мастеру и узнаю - работа идет. И это, безусловно, радует. В ответ на вопрос, сколько времени потребуется на ее завершение, Николай Петрович назвал срок примерно в полтора года. Сейчас изготавливается деревянный каркас раки из клена. Уже пишется так называемая лицевая икона. Сам саркофаг будет полностью повторять оригинал. Установят его там же, где и сегодня покоятся мощи святой Евфросинии Полоцкой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter