На белорусско-польской границе найден советский бомбардировщик американского производства

Он вчера возвратился из боя

На белорусско-польской границе найден советский бомбардировщик американского производства. Это машина времен Великой Отечественной войны «Митчелл В-25». Он был сбит немцами в середине июля 1944-го. Рухнул на окраине деревни Непли Брестского района. После страшного взрыва погиб весь экипаж. Прошло более 70 лет, но местные жители по-прежнему хранят память о том трагическом событии. Некоторые даже утверждали, что помнят точное место крушения самолета. Участники брестского историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск», заручившись поддержкой старожилов и пограничников, отыскали место падения «Митчелла». Как это было, выяснила «Р».


Докопаться до истины


История падения этого самолета с самого начала была овеяна мифами. Конечно, очевидцы не знали, что это одна из 800 машин, которые СССР во время Великой Отечественной закупил у США. Не знали они и того, что экипаж состоял из семи человек. Очевидцы говорили, что после крушения видели оторванную женскую руку. Женщина-летчик? Редкость для авиации, причем авиации дальней, как выяснилось впоследствии. Наверное, благодаря своей невероятности эта история-быль передавалась из уст в уста и удивительно подробно сохранилась до наших дней. 

Поисковики впервые услышали ее в 2013 году от коренных жителей Неплей. И поняли: искать место однозначно нужно было вместе. После окончания войны деревню вынесли за пределы погранполосы, ближе к Бресту. Так как деревня была достаточно большой, около ста домов, то бродить с металлоискателем по поросшим бурьяном полям наугад означало искать иголку в стоге сена. Стать проводником согласился местный житель Петр Серко. В далеком 1944-м он был мальчишкой и видел падение самолета. Подведя поисковиков к неприметной яме, дедушка уверенно заявил: «Он здесь».

Все, что было найдено во время раскопок, передается в
Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» .

Около полугода ушло у ребят из «Авиапоиска» на получение пропусков для въезда в погранполосу на участке «Козловичи». За это время они перелопатили гору архивных документов. И на момент начала раскопок у поисковиков была версия: в земле — американский А-20Ж «Бостон». Раскопки начались в мае этого года и велись отрядом «Авиапоиск» под руководством 52-го отдельного специализированного поискового батальона Минобороны. Присутствовали и поддерживали пограничники. Гипотеза с «Бостоном» не подтвердилась. По фрагментам легко установили, что здесь лежит В-25 «Митчелл».  

— Этот самолет — уникальная находка: найдены останки семи членов экипажа, — говорит представитель «Авиапоиска» Владимир Бухта. — Нам удалось поднять два двигателя, два редуктора, лопасти, вооружение самолета и летчиков, парашюты, фрагменты личных документов и записных книжек членов экипажа, банкноты того времени. 


Те, кто знаком с методикой определения имен погибших летчиков, знают: обычно это делают по номеру двигателя или серийному номеру самолета. Но данное правило, к сожалению, не распространяется на американские самолеты. Ведь в нем цифры на частях — всего лишь номера комплектующих деталей, используемых при сборке самолета. Ситуация с установлением имен летчиков усложнилась.   

Чтобы выяснить, что за экипаж погиб на белорусско-польской границе, обратились за помощью к Борису Давыдову, российскому поисковику, эксперту по советской авиации. По своим архивам он смог установить: самолет сбили в ночь с 16 на 17 июля, когда 4-й гвардейский авиакорпус совершал налет на Брестский железнодорожный узел. «Митчелл» шел последним. Его судьбу предопределила зенитная артиллерия противника.

Установить личности погибших летчиков помогли клочки
из записной книжки: по ним поисковики сложили списки с
адресами родственников одного из членов экипажа

Вместо обычных шести в самолете находилось семь человек. Поисковики предположили: дополнительный пассажир мог быть оператором, который должен был зафиксировать на видеокамеру результаты налета на железнодорожный узел. Поэтому «Митчелл» шел замыкающим. Гибель экипажа летящие впереди бомбардировщики не могли видеть. В донесении было сказано скупо: экипаж не вернулся с боевого задания.  

В процессе подъема обнаружили подробные сведения о боевых вылетах экипажа на месяц, фрагменты удостоверения личности, комсомольского билета, личной записной книжки. Почерки везде разные, данные сохранились фрагментарно. Борис Давыдов зацепился за график вылетов: данные только по одному самолету совпадали с этой информацией. Но это еще не было доказательством. Установить личности погибших получилось через клочок листа из записной книжки, на котором поисковики разобрали адреса и фамилии родственников одного из членов экипажа. Того самого, седьмого. Кто же он?

Родственники Давида Соломоновича Фролова переслали в «Авиапоиск» сохранившийся снимок.
Фото сделано в феврале 1943 года. На нем Д. Фролов (слева) вместе с товарищами по полку.

Заключительную точку поставил номер полевой почты войсковой части, который подтвердил: у Фролова М. С., служившего на Дальнем Востоке, и Фроловой (инициалы стерты), работавшей в Гомеле, был родной брат, служивший летчиком дальней авиации в Украине. Все сошлось: книжку с адресами на боевое задание захватил майор, старший инструктор по организационно-партийной работе управления 4-го авиакорпуса Давид Соломонович Фролов. 

тут_подпись_к_фото

Имена летчиков установили быстро. Но возникла новая, не менее сложная задача: разыскать родственников членов экипажа «Митчелл В-25». На сегодня точное место гибели сообщили только семьям Д. Фролова и И. Смолина. Параллельно с поисковиками из Беларуси, России и Украины работают сотрудники мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». «Р» тоже подключается к этой благородной миссии. Мы размещаем информацию обо всех членах экипажа «Митчелл В-25» в надежде, что среди наших читателей найдутся те, кто слышал об этих людях. Кстати, женщины среди них не оказалось: русский Белов А. П. — гвардии лейтенант, командир экипажа; русский Смолин И. П. — гвардии младший лейтенант, второй пилот; киргиз Кравцов А. И. — гвардии лейтенант, штурман; украинец Черкай В. И. — гвардии младший лейтенант, радист; украинец Боцвин Г. Л. — гвардии старший сержант, стрелок-радист; русский Фролов Д. С. — гвардии майор, старший инструктор по организационно-партийной работе управления 4-го авиакорпуса; русский Баринов С. Ф. — гвардии лейтенант, комсомольский организатор авиаполка.

Поисковики из «Авиапоиска», пограничники и представители 52-го батальона.

История не терпит белых пятен, поэтому время от времени обязательно подкидывает подсказки тем, кто ищет ответы. В год 70-летия Великой Победы участникам отряда «Авиапоиск» удалось назвать имена 12 летчиков, которые погибли на территории Брестской области и до сих пор числились без вести пропавшими. Счастливое окончание раскопок с «Митчеллом» подтвердило благосклонность судьбы: время открыть имена летчиков, погибших в годы Великой Отечественной, пришло. Только по Брестскому району энтузиастам «Авиапоиска» известны места падения около 20 самолетов. Продолжение следует…

Интересно

«Митчелл В-25» фигурирует в художественных фильмах «Перл Харбор», «1941», «Уловка 22» и других.

Комментарий в тему

Елена Мельник, председатель Клейниковского сельского исполкома:

— Сейчас Брестский районный исполнительный комитет изучает места, где могут быть захоронены останки летчиков, найденные близ деревни Непли. Один из вариантов — территория, расположенная в самой деревне. Площади позволяют разместить здесь не только могилу, фрагменты самолета, но и разбить парковую зону вокруг места захоронения. Возможен также вариант подзахоронения останков в одну из братских могил, расположенных на территории Брестского района. Решение по данному вопросу вскоре будет принято.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото из архива БИПТО «Авиапоиск»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter