Творчество для Марка Шагала было своеобразным окном, через которое он улетал в другой мир.
В XVII веке патриарх Никон задумал Новый Иерусалим как образ храма Гроба Господня — аналог христианских святынь в Палестине. Шагал в своем творчестве тоже конструирует небесное царство, полное мистических и религиозных символов.
Идею выставки выражают слова самого Марка Шагала: «Живопись мне казалась каким‑то окном, через которое я улетал в другой мир». Художник утверждал, что «родился между небом и землей» и постоянно пребывал в этом «промежуточном» пространстве, понимая свое существование в искусстве и жизни как бытие в особом измерении.
Выставка интересна необычными артефактами: в экспозицию вошли предметы быта и религиозного обихода из собрания Музея истории евреев России, лубки и изразцы из коллекции музея «Новый Иерусалим». Аналогичные вещи могли окружать Шагала в Витебске, Москве и Петербурге.
Условно выставку поделили на три части. Первая — «Жизнь земная» (живопись и графика первой четверти XX века), вторая — «Путешествия и мосты» (работы второй четверти XX века, связанные c поездкой в Святую Землю) и третья — «Бытие небесное» (работы второй половины XX века).
Из Витебска прибыл уникальный экспонат — графический лист «Колено Иосифа». Он входит в серию литографий «Двенадцать колен Израилевых». Ее подарил витебскому музею владелец галереи графики Шагала в швейцарском городе Майлен Гюнтер Коматовски.
На выставке можно увидеть 22 эскиза к картинам и офортам и 105 гравюр, которые художник писал вручную и подарил второй жене Ваве. Эти работы выставляют в России впервые.
Их дополняют нежная работа в синих тонах «Белла с книгой и вазой с цветами или Белла в Мурийоне», сказочные зимние картины «Силс‑Мария и красное солнце» и «Часы с синим крылом».
Выставка будет работать до 8 марта будущего года.