Он — настоящий офицер!

Величие страны определяет не сила вооружения, а мощь интеллекта. Люди с гибкостью мышления, эрудицией, высоким уровнем образования — это элита, золотой фонд, соль земли. Есть среди них те, кто представляет «невероятные слагаемые» одновременно: ум физика, математика и душу поэта, силу духа и нежность сердца, экстраординарность и простоту, космические фантазии и земной прагматизм...

Валентин Александрович Мищенко — известный ученый, профессор, член Союза писателей России, перешагнув 80–летний юбилей, и не думает уходить на покой. В его планах кругосветное путешествие, съемки фильма по собственной книге, работа как члена совета Института современных знаний им. А.М.Широкова и еще много другого. Неуемный, удивительный человек!

Об учении

Он родился в Полтавской области в городе Кременчуге. В 1941 году, когда семья ехала в Подмосковье, началась бомбежка, родители погибли буквально у него на глазах. Воспитывать пятилетнего мальчика взяла приемная мать... Вспоминая случившееся, он скажет, что это была самая большая потеря. А вообще в жизни ему невероятно везло. Будто кто–то свыше старался компенсировать, уравновесить утрату: «Я всегда встречал особенных людей, получая их поддержку и понимание. Да и многие обстоятельства, счастливые случайности в моей жизни не были редкостью...».

Школу любознательный ученик окончил с серебряной медалью. Науки ему давались легко, особенно математика. «Мои педагоги были исключительными людьми — многое повидавшие бывшие фронтовики. В моих глазах все они были героями. Мы с ребятами так к ним и относились — жадно ловили каждое слово». После окончания школы, преодолев конкурс в 14 человек на место, абитуриент Мищенко стал слушателем Артиллерийской радиотехнической академии войск ПВО им. Л.А.Говорова в Харькове. В теории и на практике изучал последние достижения в области электроники и радиолокации, что было интересно чрезвычайно, ведь преподавали здесь настоящие корифеи.

Окончив академию, стал военным радиоинженером. И был направлен служить в закрытый город Капустин Яр, где располагался 13–й Государственный испытательный полигон. Работал плечом к плечу вместе с конструкторами, которые создавали мощную аппаратуру — зенитно–ракетные комплексы ЗРК–125. И сам был непосредственно причастен к процессу, конечно, и испытаниям новой техники. А через пять лет пришлось делать выбор: отправиться в Подмосковье, чтобы работать в Научно–исследовательском институте или в Минское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО (будущее МВИЗРУ ПВО). «Видимо, по наитию я определил: мой путь лежит в Минск, — рассказывает Валентин Александрович. — Хотя в то время многие мечтали служить ближе к Москве — так быстрее можно сделать карьеру».

На новом месте больших перспектив не предвиделось. Он получил должность инженера учебной лаборатории при кафедре автоматики. А ведь у Мищенко были накоплены колоссальный опыт и знания — участие в десятках реальных испытаний, пусков ракет на полигоне. Но помогла счастливая случайность — встреча с Александром Широковым, старшим товарищем, тоже выпускником Харьковской академии, который вспомнил коллегу. «Замечательный ученый и педагог, который тогда удивился: «Что это ты делаешь на кафедре автоматики? Это же не твоя тема. Переходи ко мне!» Широков возглавлял направление, где велось изучение зенитно–ракетных комплексов. И словно между делом заметил, что мне стоит написать кандидатскую диссертацию. Я отнесся к этому серьезно и начал работу, буквально с утра и до ночи. Обобщал и структурировал результаты своей работы на полигоне, — делится Валентин Александрович. — В то время, когда военную аппаратуру готовили к работе, приходилось замерять и выставлять с особенной точностью тысячи параметров. Только это гарантировало ее высокую прицельную работу. В своей диссертации я доказал: можно обойтись всего несколькими десятками параметров. Но для этого пришлось вступить в конфликт со многими конструкторами, представив свою теорию. И это сработало! После проведенных удачных испытаний мой труд получил признание». Но представьте, что чувствовал человек, в те годы возложивший на себя такую ответственность? Волнение? Не то слово!

Спустя четыре года Валентин Александрович защитил докторскую диссертацию. Командование училища решило: доктор наук Мищенко возглавит кафедру вычислительной техники. А это буквально значило начать все с нуля.

Простые сложности

Среди преподавателей новой кафедры ее руководитель оказался самым молодым. У него, 35–летнего, в подчинении люди в полковничьих чинах 50 — 55 лет. Работы им всем предстояло не просто много — непочатый край. Ведь не было ничего: ни современных лабораторных установок, ни учебников, ни пособий для новых дисциплин. «В тот период я, кажется, вообще не следил за ходом часов. А мои коллеги, как только пять часов вечера, за портфели — и собираются домой. Я им в след: «Вы куда?» Быстро разворачиваю всех и назначаю совещание. Даю распоряжение: с сегодняшнего дня занимаемся написанием учебников. Домой можно уходить только с моего личного разрешения. Что делать!? Они, конечно, ворчали, но понимали: поступаю я правильно.

Мы работали быстро и плодотворно, за короткий срок сделали очень многое. Написали учебные пособия, построили лабораторную базу. Но это не было чем–то выдающимся, только уровнем рядовой кафедры. Тогда я поставил, казалось, невыполнимую задачу перед своими коллегами: стать не только не хуже других — показать наилучший результат. Быть первыми — и точка! Тогда это многим показалось безумным», — вспоминает Валентин Александрович. Но еще спустя три года, когда слава о кафедре вычислительной техники МВИЗРУ перешагнула далеко за пределы вуза, когда ее работа была отмечена серебряной медалью на ВДНХ в Москве и она стала всесоюзно известной, все поняли: Мищенко — это сила!

Работать, вкалывать до седьмого пота он заставлял каждого. Ведь когда сам брался за что–то, результат должен быть не просто хорошим — блестящим и наилучшим. Например, в то время считалось обычным делом, когда одна учебная кафедра подавала 2 — 3 изобретения в год. А его воспитанники выдавали рекордные 129! «Когда ко мне приходил молодой адъюнкт, я не спрашивал, что он умеет, а что нет. Я говорил: «Вот, голубчик, даю тебе план: шесть изобретений в год». И слышу в ответ: «Но я никогда этим не занимался». — «Ничего, тебе покажут, как надо работать...».

Те, кто близко знает незаурядного профессора, отмечают особенную черту его характера — здравый авантюризм. Он нередко ставил задачи, которые многие признавали невыполнимыми. Но с его подачи людям приходилось браться за дело. Быть может, благодаря этому один из его учеников, ныне директор Научно–технического центра «ДЭЛС» Леонид Авгуль, еще в годы учебы в адъюнктуре представил за год 47 признанных изобретений! Кажется невероятным рекордом. «Когда Валентин Александрович говорит, возникает ощущение, будто он вас гипнотизирует. Сопротивляться этому невозможно, — рассказывает об учителе Леонид Авгуль. — Он мотивирует и вдохновляет. Это человек–генератор, который не боится неизведанного. А фортуна, как известно, покровительствует смелым».


Служенье музе

Мищенко никогда не робел перед чинами и высокими званиями. Шел к цели, высказывал свою идею, которая нередко шла в разрез с «резонным и правильным». В интеллектуальном бою умел отстоять свое мнение, обезоруживая оппонентов. Он реализовал еще один, дерзкий по тем временам, беспрецедентный проект — от-

крыть при кафедре вычислительной техники большую научно–исследовательскую лабораторию. Для этого пришлось ехать в Москву, оббить немало порогов номенклатурных работников. Но это же Мищенко! Нерешаемых задач он не видел. О его положительной амбициозности, даже дерзости, знали многие. И он добился — получил добро на открытие лаборатории с самой лучшей по тем временам вычислительной техникой. И началась работа по созданию системы автоматизированного проектирования (САПР) сверхбольших интегральных схем для специальных военных приложений.

...Удивительно, но способ бытия Валентина Александровича — это не только наука, но и поэзия. Казалось бы, где микроэлектроника, а где стихи, ведь он же ученый, технарь! Но кроме двенадцати серьезных научных книг, у профессора Мищенко три лирических сборника. Сейчас он завершает написание научно–фантастического романа. К слову, немало стихов посвятил своей супруге Татьяне Николаевне. А та, в свою очередь, улыбаясь, говорит: «Его недостатки всегда бледнеют перед достоинствами»...

Стал он военным по призванью,
Не выбирал из всех карьер,
И верьте моему признанью:
Он — настоящий офицер!
Он в мирной жизни франтоватый
И полон вежливых манер.
Всегда побрит, щеголеватый,
Он — настоящий офицер.
А в поле воин он на славу,
С него всегда берут пример.
Он грудью защищал державу,
Он — настоящий офицер.
В атаке — храбрый, с ним солдаты,
Везде в бою он пионер.
Вот выстрел, слышен взрыв гранаты...
Он — настоящий офицер!
У женщин он всегда в фаворе,
Великолепный кавалер,
И интересен в разговоре,
Он — настоящий офицер.
С людьми порядочными дружит,
Для подлецов — всегда барьер,
Отчизне честно, верно служит,
Он — настоящий офицер!

Валентин МИЩЕНКО.



ДОСТОВЕРНО

Доктор технических наук, профессор Валентин Мищенко стал родоначальником новых научных направлений, среди которых самое значимое — создание интеллектуальных систем автоматизированного проектирования больших и сверхбольших интегральных схем. В 1982 году был удостоен Государственной премии БССР. За годы работы подготовил 35 кандидатов технических наук, 8 докторов наук.

Он известный автор работ по многоканальной криптографии — изобретению средств защиты от несанкционированного доступа с помощью электронных средств. Имеет один патент США и 14 европейских свидетельств на изобретения в области защиты информации. Среди множества наград Валентина Мищенко — орден Красной Звезды, медали СССР, Республики Польша, Болгарии, Кубы.


УНП 100019113
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter