Олимпийская чемпионка в метании диска Эллина Зверева готовится к лондонской Олимпиаде

До Олимпийских игр в Лондоне остается все меньше времени. Недавно мы минули отметку в 500 доолимпиадных суток. К выступлению на главном старте четырехлетия готовится более 250 белорусских атлетов.

До Олимпийских игр в Лондоне остается все меньше времени. Недавно мы минули отметку в 500 доолимпиадных суток. К выступлению на главном старте четырехлетия готовится более 250 белорусских атлетов. Поучаствовать в Олимпиаде хочет и титулованная белорусская легкоатлетка, олимпийская чемпионка в метании диска Эллина Зверева.

Если все получится, то для нее это будет уже шестая Олимпиада! Одна из величайших белорусских представительниц королевы спорта рассказала «Знаменке» о своих амбициях и достижениях, семье и Эллина Зверева. фотоувлечениях, характере и спортивном долголетии.

 

«Спокойная жизнь – не для меня»

У женщин не принято спрашивать о возрасте, но я не могу не заметить: в конце прошлого года в столичной Ратуше прошла торжественная церемония, посвященная 50-летию Эллины Зверевой. Именно на ней спортсменка обмолвилась о своем желании выступить в Лондоне.

– Эллина Александровна, вы уже четко определились с желанием выступить на Играх в Лондоне? В чем секрет такого завидного спортивного долголетия?

– Я очень хотела бы выступить в Лондоне, если, конечно, позволит здоровье и выполню установленный норматив. Что до результата, то хотелось бы войти в шестерку лучших.

Что мною движет? Не знаю – наверное, нереализованные амбиции, ощущение того, что еще не все сделано. Я ведь в спорте более тридцати лет, это мое любимое дело. Конечно, и сейчас, и раньше меня посещали мысли все бросить, но достаточно было вспомнить, сколько сил и времени потрачено на подготовку, как желание заниматься снова возвращалось. Конечно, если выступлю в Лондоне, карьеру завершу уже точно. Чем потом заниматься буду, пока не знаю, но скорее всего, это будет что-то связанное со спортом – слишком уж я хорошо его знаю изнутри. Хотя тренерской работой вряд ли займусь. Это ведь даже не профессия, а призвание. Этим нужно жить.

– Как вы готовитесь к предстоящим стартам? Ваш день, наверное, расписан по минутам?

– Недавно приступила к регулярным тренировкам, до этого мешала травма. Стараюсь тренироваться каждый день. Причем четкого времени себе на это не отвожу – смотрю по ощущениям. Иногда тренировка может длиться полчаса, а иногда и все три. Кстати, меня до сих пор тренирует муж Виктор Бочин. Вот он, кстати, прирожденный тренер. Он аналитик, настоящий мозговой центр. Ему такая деятельность подходит. Ну а помимо тренировок, много времени отнимает еще общественная работа: я возглавляю Комиссию спортсменов в НОК.

– То есть спокойная жизнь – не для вас?

– Однозначно нет. Конечно, иногда люблю поваляться в кровати и ничего не делать. Но только в качестве отдыха. А потом опять – к обычному графику.

– А как любите отдыхать? Где проводите отпуск?

– А у меня нет отпуска. Заканчивается спортивный сезон – начинается грибной. Очень люблю собирать грибы, а еще – работать на даче. Ее мы, кстати, купили на один из первых крупных гонораров. Я, может, и хотела бы куда-нибудь съездить, да не получается. Я ведь во многих странах была на соревнованиях, очень понравилось в Австралии, Канаде. Но все равно Беларусь ни на какую страну не променяю, хоть и родилась не здесь. Эта страна мне понравилась сразу, когда я еще приезжала сюда на сборы в 1984-1985 годах. Вот недавно по делам провела вне Беларуси два месяца и очень по ней соскучилась. По отношению к родной Туле я таких чувств не испытываю.

 


Из ЗАГСа – на соревнования

– Интересно, где вы познакомились с мужем?

– На каких-то спортивных стартах, причем даже не припомню точно, где именно. Пышной свадьбы у нас не было. Расписались, а через час уже ехали в разных поездах на свои соревнования. В этом году у нас, кстати, намечается юбилей – 25 лет семейной жизни. Эллина Зверева. фото

– Зачастую многие спортсменки отказываются от детей, откладывая семейное обустройство на потом. А некоторым и вовсе запрещают заводить ребенка. У вас проблем с этим не было?

– Были. Меня чуть ли не расписку заставляли писать, что я детей заводить не буду. Но я не писала, конечно. Нельзя ради чего-то отказываться от детей. Они не мешают работать. Когда у нас появилась Лена, конечно, было тяжело. Жить фактически негде, в общежитии очень плохие условия. В сборной меня поставили в жесткие рамки, а мой тогдашний тренер, к сожалению, не особенно помогал. Именно в тот момент мой муж фактически стал моим постоянным наставником. Тренировки мне пришлось начать уже через двадцать дней после родов.

– Родственники и друзья не отговаривали вас от дальнейшей карьеры?

– А у кого я буду спрашивать? Мы вообще никому ничего не говорили. Конечно, сложно было сначала. Но очень помогали и моя мама, и свекровь. Дочь долго жила у свекрови в Краснодаре, а моя мама серьезно помогала продуктами. Без них было бы не просто сложно – было бы невозможно.

– Дочь пошла по вашим стопам?

– Да, Елена как-то сразу заинтересовалась спортом. Помню, смотрела, как она круги в спорткомплексе наворачивает, и понимала: выносливая спортсменка растет. Она сначала занималась греблей и вот пару лет назад перешла в легкую атлетику. Теперь, как и я, метает диск. Пока о серьезных достижениях говорить рано, но я очень хотела бы, чтобы дочь добилась успехов в спорте. Тренирует ее, кстати, тоже Виктор.

– Эллина Александровна, скажите, у вас сложный характер? Домашним с вами нелегко?

– В молодости я была очень категоричной, это, наверное, даже немного подпортило мне жизнь. У меня всегда есть свое мнение, но и чужое я тоже готова выслушать. И могу пойти на компромисс, если чувствую, что это нужно для дела.

Считаю, главное, чтобы в семье было уважение. Мы стараемся не приносить домашние проблемы на тренировки, а вот спортивные вопросы иногда приходится решать дома.

 


В Сидней ехала побеждать

– Ваше олимпийское золото на Играх 2000 года в Сиднее вся страна помнит до сих пор…

– Я ехала туда выигрывать. Дело в том, что Олимпиаде в Сиднее предшествовали не очень успешные выступления на других стартах – на чемпионате Европы в 1998 году я была четвертой, на чемпионате мира в 1999-м вообще «успешно провалилась» – заняла десятое место, хоть и была вполне готова. Чувствовала злость и обиду на себя. Поэтому на Олимпиаду в Сидней ехала с такими задачами: минимум – быть в тройке, максимум – выиграть. Мне была необходима эта победа.

– А что чувствуешь, когда стоишь на пьедестале, а над стадионом развевается белорусский флаг?

– Впервые мне довелось это ощутить, наверное, на чемпионате мира в 1995 году. Великолепно помню эти чувства: тогда я просто обалдела. Наша страна тогда была молодой, и отношение к ней было не очень хорошее. Тем не менее все встали, а гимн громко звучал на весь большой стадион. Недавно довелось пережить похожее ощущение: я была на хоккейном матче минского «Динамо» и российского «Локомотива» в Минске. Когда звучал наш гимн, все стояли и пели. В такие моменты чувствуешь настоящую солидарность.

– Вас, наверное, часто узнают на улицах?

– Да, бывает. Очень приятно, если так получается. Это, кстати, во многом и заставляет двигаться дальше. Да и признание на государственном уровне чувствуется, что, кстати, тоже дает подпитку. Правда, звездной болезнью никогда не страдала. Наверное, были перед глазами примеры других людей. Я видела, как это проявляется, и потому эта напасть меня не коснулась.

Василина МАЦУТА, «ЗН», фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter