Олигархическая трагедия?

Задержание главы компании "Юкос" Михаила Ходорковского в аэропорту Новосибирска выглядело по-киношному эффектно: после захвата самолета его заковали в наручники, надели мешок на голову и выволокли, пиная ногами.
Задержание главы компании "Юкос" Михаила Ходорковского в аэропорту Новосибирска выглядело по-киношному эффектно: после захвата самолета его заковали в наручники, надели мешок на голову и выволокли, пиная ногами. А затем богатейший человек России проснулся в общей камере "Матросской тишины" с четырьмя сокамерниками. К вечеру вчерашнего дня Ходорковский оказался, правда, в специзоляторе...

Банальное, как любят подчеркивать сотрудники российской прокуратуры, уголовное дело удивляет "пиаровской" драматургией. Чем не шекспировский сюжет? Вот только возникает сомнение, знают ли организаторы "пиаровской" акции, чем закончится эта криминальная повесть...

Хотя в отсутствии любви Ходорковского к властям они определенно не ошиблись. Магнат открыто поддерживал оппозиционные Кремлю партии. Поэтому сторонники Ходорковского утверждают, будто сегодня происходит запугивание олигарха, который накануне парламентских и президентских выборов финансирует оппозицию. Большие деньги всегда связаны с большой политикой.

Однако время "олигархической трагедии" имеет и иное измерение. На Михаила Ходорковского надели наручники как раз в тот момент, когда переговоры о слиянии "Юкоса" с американскими компаниями "Exxon Mobil" и "Сhevron Texaco" были фактически завершены. Эти корпорации намерены получить доступ к запасам нефти и природного газа России. Естественно, что руководитель четвертой в мире нефтяной компании, каковой является "Юкос", приобрел бы в этом случае совершенно непозволительный с точки зрения российской бюрократии статус и возможность влиять на политику в сфере энергетики. Затеяв столь грандиозную сделку с американцами, Ходорковский должен был побеспокоиться о страховке и солидных гарантах. И на самом деле, кто гарантирует, что, поделившись сегодня, как задумано, 40 процентами акций с американской фирмой, завтра Ходорковский не начнет диктовать совместно с американцами свои правила игры?

Таким образом, у "олигархической трагедии" есть два совершенно разных типа зрителей. Одни освистывают действие, возмущаясь ликвидацией крупных и независимых игроков на российской политической и экономической сцене. Другие восторженно рукоплещут зрелищу, надеясь на то, что российские капиталы достанутся "массам". И напрасно: российский Президент однозначно заявил, что пересмотра итогов приватизации в России не будет. Так стоит ли нынешняя игра свеч?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter