Ольга Шпилевская: «Я четко знала, за кем и куда я иду и почему это делаю»

Новый директор представительства телерадиокомпании «МИР» в Беларуси — о перспективах телеканала «МИР 24», критике без ангажированности и главных уроках для Беларуси

Три месяца назад новым директором представительства телерадиокомпании «МИР» в Беларуси стала Ольга Шпилевская — фигура в медийном поле достаточно известная и заметная. Ольга Александровна — опытный переговорщик, успевшая за годы работы на других должностях проявить себя крепким профессионалом и эффективным менеджером. На кадровой политике «МИРа» новое назначение, к счастью, не отразилось. С прежней командой новый директор продолжит не только повышать качество радио- и телевизионного продукта, работать над привлекательностью вверенного ей ресурса, но и менять подходы к использованию интернет-технологий. Также в приоритете — развитие телеканала «МИР 24», который теперь есть в базовых пакетах ведущих отечественных кабельных операторов. А это значит, что за новостями стран Содружества уже сейчас могут следить без малого почти три миллиона белорусов.

— Мы давно заметили, что новости и программы, которые рассказывают о жизни стран СНГ, очень интересны белорусскому зрителю. Поэтому вынесли предложение о том, чтобы «МИР 24» вошел в пакеты крупнейших кабельных операторов республики, и его поддержали. Причем у большинства операторов, в частности, у «Белтелекома», «МИР 24» можно найти в социальном пакете, то есть канал бесплатно могут смотреть все без исключения абоненты. Важно также отметить, что белорусское представительство участвует практически во всех линейках телеканала. Сейчас это проекты «Евразия дословно», «Культ личности», «5 причин остаться дома», «Наши иностранцы» и специальные репортажи.

Огромной популярностью у зрителей стран СНГ, кстати, пользовалась прямая трансляция Большого разговора с Президентом.
По данным российской исследовательской компании Mediascope, к Большому разговору подключилось 8,8 млн россиян — это практически население нашей страны.
Высокий интерес прямой эфир с Александром ­Лукашенко вызвал и в Казахстане. Доля его телесмотрения составила 5,2 процента, при этом на пиковых значениях Большой разговор с Президентом смотрели 11,2 процента зрителей страны. Это официальные данные от казахстанского медиаизмерителя «Кантар».

— К слову, на том же Большом разговоре на вопросе о союзных медиа Глава государства высоко отметил в том числе работу коллектива «МИРа».

— У Президента, мне кажется, всегда было очень теплое, даже трепетное отношение к «МИРу». Может прозвучит нескромно, но «МИР» есть за что похвалить. Мы практически единственная компания, которая доносит до зрителя постсоветского пространства новости такими, какие они есть, без украшательств и ангажированности. В том числе и поэтому «МИР 24» есть, например, у украинских и болгарских кабельных операторов.

— Ольга Александровна, какие изменения вы внесли (или пока только планируете) в политику представительства телерадиокомпании на посту руководителя? Какие направления считаете ключевыми и намерены развивать?

— Первая задача, которую я поставила, — телеканал «МИР 24» должны увидеть как можно больше людей. Потому что практически весь контент, который мы производим, идет на «МИР 24». А это интереснейшие информационно-аналитические и познавательные программы.
Еще одна важнейшая задача — это усиление присутствия «МИРа» в интернете. Мы уже создали отдельную структуру, которая будет заниматься исключительно интернет-проектами.
Есть люди, которых я очень жду в этой дирекции и которых долго сюда заманивала. Имена пока называть не буду, но я их хорошо знаю и уверена, что у нас все получится. Думаю, все давно уже понимают, что интернет — это даже не день сегодняшний, а вчерашний.

Особое внимание также уделим развитию нашего телеграм-канала. Мне кажется, есть ниша новостей стран СНГ, которая пока никак и нигде не представлена, поэтому нам здесь есть над чем поразмыслить. Тем более имея эксклюзивную информацию, поскольку у нас работают представительства во всех странах СНГ. Пока же такое тесное взаимодействие с коллегами у нас впереди.

— А как же здоровая конкуренция?

— Если говорить о коллегах с других телеканалов, то конкуренция, конечно, осталась. Каждому по-прежнему хочется сделать что-то заметное, удивить зрителя. Но при этом мы все, сотрудники государственных средств массовой информации, работаем сегодня в одной команде. Раньше этого состояния не было. А сейчас нам не только приятно наблюдать за работой коллег, но и отмечать самых ярких журналистов и самые яркие проекты.

Вообще, за прошедший год выстрелили те, кто раньше по ряду причин оставался незамеченным, возможно, находился в тени. Это, безусловно, Ксения Лебедева, Гриша Азаренок, Женя Пустовой, которого я когда-то, будучи заведующей отделом корреспондентской сети в Белтелерадиокомпании, брала на работу. И уже тогда у Жени был свой авторский взгляд. В моем отделе начинал и Александр Хоровец — это журналист, который действительно сделал себя сам, мне очень приятно наблюдать за его профессиональным ростом. Очень нравится по стилистике и Игорь Тур с ОНТ, он очень тонкий и острый одновременно, настоящий мастер слова.

— Прошел год с попытки «цветной революции» в Беларуси. Как лично в вас отозвались события августа 2020‑го?

— Знаете, я только сейчас начала осознавать всю полноту тех событий.
Хотя у меня лично никаких сомнений в том, что наше дело правое и победа будет за нами, не было.
Я четко знала, за кем и куда я иду и почему это делаю. Безусловно, августовский кризис все восприняли по-разному. Для меня самым сложным и неожиданным было то, что происходило в некоторых коллективах государственных СМИ. Может быть, потому что многих людей я знала очень хорошо, мы работали с ними рука об руку не один год, через многое прошли… Какой был щелчок или толчок к тому, что они устроили, мне понять сложно. Я ездила тогда в коллектив «Звязды» и мне хотелось, чтобы люди объяснили, чем вызвано их такое поведение и отношение. «Насилие, насилие», — повторяли они как мантру. Но ведь понятно, что когда работают сотрудники силовых структур, они ни с кем не нянчатся. И так работают силовые структуры абсолютно во всех странах! Но только белорусы, такие рафинированные, ничем не пуганные и ничего в жизни не видевшие, восприняли это столь остро.
Я пыталась тогда объяснить людям, что главное сейчас объединиться ради одной цели — не потерять свою страну.
И только потом разбираться, как и что происходило, делать работу над ошибками. И самым важным было не упустить то, к чему мы пришли за 30 лет независимости.

К счастью, нам удалось найти общий язык с коллективом. Безусловно, были те, кто просто встал и ушел. Но в глазах остальных я видела понимание, хотя им сложно было пойти против течения, сложно показать, что на самом деле они на стороне действующей власти.

— Как думаете, сейчас по-прежнему есть смысл пытаться переубедить людей, перетянуть на свою сторону?

— Объяснять, говорить, разжевывать нужно бесконечно. Мне кажется, это именно тот момент, который мы упустили. Казалось, абсолютно все должны понимать, что значит быть настоящим патриотом, любить свою Родину. Но выросло новое поколение. И образовалась идеологическая вилка, когда люди стали больше думать о вещах земных, экономических: обуть, одеть, накормить. Но никто не научил их любить то родное, что у них есть, ту страну, в которой они живут. И именно этот пробел нам нужно сейчас искоренять.

— По вашим ощущениям, все те, кто хотел высказаться, уже высказались? Что будет дальше?

— Мне часто задают похожий вопрос: как скоро мы объединимся. Я уже не раз говорила в интервью: я не считаю, что мы разъединились. Разъединение — это когда совсем нет шансов услышать друг друга. Тех, кто слышать не хочет, сейчас меньшинство. Нынешняя ситуация — это скорее недопонимание. Но мы пытаемся найти компромисс. И это особенно важно сейчас, в Год народного единства. Хотели изменений в Конституции? Пожалуйста, мы идем навстречу, Конституционная комиссия работает над проектом изменений. Движение навстречу друг другу есть. А что будет дальше? Думаю, должно пройти время. Оно и рассудит.
Документальный фильм белорусского представительства телерадиокомпании «МИР» «­ЧАЭС 35. Горечь полыни», рассказывающий историю жительницы эвакуированной деревни Пирки Тамары Никитюк, которая 35 лет не была на своей малой родине, попал в топ по просмотрам на YouTube-канале «МИР 24». За несколько месяцев ленту посмотрели более 500 тысяч раз. Видео собрало почти 700 комментариев.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter