Олег Газманов: «Не отвечаю, когда зол. Не обещаю, когда счастлив. Не решаю второпях. Занимаюсь спортом, когда устал»

«В молодости не задумываешься, как коротка жизнь, — говорит один из самых любимых певцов страны. — И только теперь я наслаждаюсь каждым ее мгновением, не отвлекаясь на чрезмерную заботу о хлебе насущном».

«В молодости не задумываешься, как коротка жизнь, — говорит один из самых любимых певцов страны. — И только теперь я наслаждаюсь каждым ее мгновением, не отвлекаясь на чрезмерную заботу о хлебе насущном». В свет выходит новый альбом Олега Газманова «Измерение жизни», и одна песня в нем не допета…

 


Олег Газманов


Родился:
22 июля 1951 года в г. Гусев (Калининградская обл.)
Образование: Калининградское высшее инженерно-морское училище, Калининградское областное музыкальное училище (по классу гитары)
Семья: жена — Марина, домохозяйка; дети — Родион (30 лет), бизнесмен, музыкант, Филипп (14 лет), Марианна (8 лет)
Карьера: профессионально выступает на сцене более 40 лет. В 1987 году написал песню «Люси», ее спел 6-летний сын Родион — и с этого момента имя Олега Газманова стало известно всей стране. Хиты: «Эскадрон», «Офицеры», «Есаул», «Москва» (неофициальный гимн столицы), «Люси», «Мой храм», «Морячка», «Единственная», «Свежий ветер» и др. Автор, режиссер и продюсер программ: «Господа офицеры», «Песни Победы» и многих других проектов. Организатор международной благотворительной акции по борьбе с наркоманией и СПИДом «Даже не пробуй»: миллионы рублей были собраны на поддержку и лечение детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных родителей. Народный артист России (2001), 15-кратный лауреат фестиваля «Песня года», cемикратный обладатель национальной премии «Овация». Посол доброй воли Детского фонда ЮНИСЕФ в России. Лауреат международной премии The World Music Awards. Лауреат премий ФСБ, МВД и др. 9 мая 1998 года на «Площади звезд» у входа в ГЦКЗ «Россия» заложена именная звезда Олега Газманова. Кавалер ордена Почета. 19 марта 2012 года награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени

 


…Услышав диагноз, Олег Газманов был в шоке: в горле — опухоль, нужна срочная операция, иначе он больше никогда не сможет петь. 


Олег ГазмановБыло начало лета, через полтора месяца, 22 июля, он отметит 60-летие, а в ноябре — юбилейное шоу в «Крокус Сити Холле». И вот — пожалуйста: врач настойчиво рекомендует от него отказаться. «А я за три десятка лет ни разу не отменил выступление по состоянию здоровья, — вспоминает певец. — И теперь не хотел ничего менять. Билеты уже были распроданы, фан-клубы по всей стране объявили, что выезжают в Москву. Разве я мог их подвести?»


Но и операцию откладывать было нельзя: опухоль в горле уже мешала петь. «Маруся, моя жена, меня поддержала: «Если надо лечиться — давай лечиться! Найдем лучших врачей за границей, сделаем все как надо, в лучшей клинике мира. Не волнуйся, все будет хорошо…» — вспоминает артист. Сама нашла вариант, купила билеты — и в сентябре, за неделю до операции, мы вместе выехали в Германию. Все прошло на удивление быстро. Но восстановление было крайне сложным: 10 дней нельзя было говорить вообще, даже шептать. Маруся купила блокнот, и я писал туда, что мне нужно».


Все это время никто не знал, успешной ли была операция. Потом врач осмотрел пациента и сказал, что все в порядке. Олег попробовал говорить — голос, слава Богу, не изменился. Врач-фониатр предупредил: для того чтобы снова начать петь, понадобится педагог по вокалу. Звуки извлекать теперь придется иначе — не так, как он привык.

 
Вернувшись в Москву, Газманов три недели заново учился петь. Времени оставалось уже в обрез — октябрь подходил к концу. Врачи по-прежнему советовали отменить ноябрьское шоу. Но певец решил рискнуть — и объявил, что концерт состоится.


«Выступление значило для меня больше, чем просто концерт, — говорит Газманов. — Это как трамплин в нечто абсолютно новое. На сцену должен был выйти не тот Газманов, к которому все привыкли. Я собирался конкурировать с самим собой — тем, каким был 25 лет назад. Подготовил к юбилею совершенно новые песни. И старые хиты звучали иначе — в свежих аранжировках. Я хотел показать, что не буду почивать на лаврах, мне это было особенно важно. К тому же мы придумали уникальное оформление и спецэффекты — запланировали отличный праздник! И, я уверен, можно понять мое нежелание сходить с дистанции…»


Шоу шло на ура. Газманов пел целых три часа. И вдруг в финале, завершая песню «Измерение жизни», на строчке «Все кончается когда-то, и мгновеньям нет возврата…» внезапно понял, что больше не может извлечь ни единого звука. Драматический момент… Как говорится, врачи предупреждали. Так концерт и закончился — мелодией, которую без него доигрывала группа «Эскадрон». Артист несколько
минут молча находился на сцене. Когда же смог снова говорить, представил публике музыкантов, а потом объявил: «На этом концерт заканчивается. Сегодня я отдал все, что мог». Публика долго стоя аплодировала — мало кто понимал, какой ценой дался этот концерт…


В спортивный клуб дважды Краснознаменного Балтийского флота певец попал в молодостиИ снова врачи. И снова пришлось молчать. На этот раз голос восстановился быстро. Теперь звучит даже лучше, чище, чем в последние годы. Олег уехал на гастроли, записал новый альбом. Кстати, песня «Измерение жизни» вошла в него в том самом, концертном варианте, когда он ее не допел, — живой трек вместе с овациями, которые прозвучали в конце…


— Олег, глядя на вас, не думаешь ни о возрасте, ни о каких-то проблемах со здоровьем. Вы, наверное, никогда серьезно не болели?


— Еще как болел! У меня в детстве были шумы в сердце, и мама-врач постоянно водила меня делать кардиограммы и отправляла в детские санатории. Но вылечить не получалось.


В шестом классе я, несмотря на мамины запреты, пошел записываться в секцию гимнастики. Принимать меня не хотели: поздно! Но потом тренер разрешил попробовать — я вцепился в перекладину и подтянулся 12 раз… Вскоре стал сильнейшим в группе, а шумы в сердце со временем пропали. Я и теперь во время выступлений продолжаю исполнять акробатические трюки, хотя, может быть, и не такие крутые, как когда-то. В одной песне, например, пою: «Упал, отжался и вперед!..» — и отжимаюсь на сцене раз 40. Потом поднимаюсь и продолжаю петь — и дыхание при этом у меня не сбивается. Чтобы все проходило безупречно, тренируюсь каждый день — по 60-80 раз отжимаюсь, делаю специальный комплекс упражнений. Играю в большой теннис, футбол, люблю горные лыжи, виндсерфинг. И конечно, очень меня поддерживает энергия зала. Я беру ее во время выступления и возвращаю зрителям — а они вновь делятся ею со мной… Ничего лучше, чем этот режим энергообмена, не знаю!


— Вы признанный певец, и жизнь сложилась прекрасно… Ваше ощущение счастья сильнее сейчас или в молодости, когда все еще было впереди?


— Молодой и здоровый организм априори счастлив. Мудрости еще нет, зато есть драйв! Много лет назад у меня были «жигули» четвертой модели, а сейчас машина посерьезней. Но это не значит, разумеется, что теперь я счастлив больше. Зато раньше у меня не было детей — а они приносят уникальное ощущение счастья. Человек остается молодым до тех пор, пока не перестает удивляться. А мои дети — Родион, Филипп, Марьяша — удивляют меня постоянно! Благодаря им я словно три жизни сразу проживаю. И когда объясняю дочке, почему падают листья, вместе с ней снова познаю красоту этого мира.

 

Смотри, как гонит ветер
желтый лист
На первом льду последней
лужи ноября.
Сотри воспоминаний сон дурной
И вытри слезы — пусть
глаза горят…

— Благодаря детям я словно три жизни сразу проживаю. И когда объясняю дочке, почему падают листья, вместе с ней снова познаю красоту этого мира

Вообще-то счастье — очень мимолетное состояние. Если в былые времена я никогда не говорил себе: «Стоп! Обрати внимание: сейчас ты счастлив!» — то сейчас фокусируюсь на этом ощущении. Вот сижу здоровый, улыбаюсь, даю интервью, у меня все в порядке! В молодости не задумываешься, как коротка жизнь. А теперь я наслаждаюсь каждым ее мгновением, стараясь не испортить чрезмерной заботой о хлебе насущном. Да, у меня много расходов — я обеспечиваю семью и вкладываю часть средств в творчество. Но я и зарабатываю в соответствии с этими расходами. Самолет я все равно не смогу купить, и яхту тоже. Зато у меня меньше забот и мне не нужна охрана. (Смеется.)


— Да зачем же личный самолет, если старший сын Родион уже подарил вам на день рождения вертолет?


— Да, замечательный управляемый игрушечный вертолет! Такая оказалась классная машина! Мы на полную катушку развлекаемся. Как-то вместе с Марьяшкой поставили в его кабину чашку чая и попытались доставить маме на второй этаж. Получилось! Только прямо в постель подать побоялись — вдруг в последний момент прольется! Занятный вертолет, управляется даже с айфона, жаль, не хватает времени в полной мере освоить все его возможности.


Виндсерфингом Олег Газманов любит заниматься на островах— Как складываются ваши отношения с Родионом? Он ведь уже совсем взрослый, может в скором времени и внуками вас одарить…


— Ну… внуков я и сам хочу. Но вмешиваться в личную жизнь Родиона не буду. Надеюсь, сделал для него все что мог. Сын получил блестящее образование, дело только за тем, чтобы найти свою дорогу. Это уже его вопрос. У него бизнес — он занимается инновациями в сельском хозяйстве, а в последнее время с удовольствием музицирует: дает концерты с группой «ДНК», и у него есть своя публика.


— Себя в нем узнаете?


— В чем-то да, а в чем-то совсем нет… Родители всегда хотят от детей чего-то большего. Думаю, и моя мама была мною не слишком довольна.


Я в этом смысле очень похож на нее. Родион, наверное, на меня немножко обижается из-за того, что время от времени я весьма жестко его прессую. Но надеюсь, он понимает, что это ради его же пользы. Он очень талантливый парень. И я, естественно, беспокоюсь о его будущем, как и о будущем младшего сына Филиппа, который больше всего любит рисование и футбол. И за успехами Марианны наблюдаю внимательно: она у нас тоже хорошо рисует и танцует…


— Вашей дочке исполнилось восемь лет. Она уже помогает маме и бабушке готовить, допустим, праздничный ужин?


— Еще как! Недавно блины научилась печь — и это ей очень нравится. Мои жена и свекровь часто готовят. Думаю, дочь тоже скоро освоит и гуся с яблоками, и селедку под шубой… А мы с Филиппом обычно берем на себя традиционный новогодний ужин: разжигаем во дворе костер, подкидываем в него дровишки и на открытом огне жарим шашлык. Кстати, Новый год я всегда стараюсь отмечать вместе с семьей. Знаете, мне было семь лет, когда не стало отца. И из своего детства я не запомнил ни одного яркого Нового года. Видимо, меня в эту ночь просто укладывали спать, потому что у мамы, скорее всего, не было денег для яркого праздника. И теперь я стараюсь это исправить — вместе с детьми сам возвращаюсь в детство. Мы бегаем, прыгаем, валяемся в снегу, играем с собаками… Обязательно что-то лепим из снега. Как-то увлеклись — и вылепили штук восемь-девять снежных фигур: и снеговика, и медведя, и собаку, и зайца…

 — Я вижу детей реже, чем жена, и основной груз воспитания ложится на ее плечи
— В вашей семье любят подарки?


— Конечно! Поскольку я в одежде и украшениях особо не разбираюсь, обычно дарю всем какие-то новые телефоны, всевозможные гаджеты. Марусе это не очень нравится, она предпочитает «маленькие подарки в маленьких коробочках». Но и ей что-то выбрать для меня тоже бывает непросто. Я люблю вещи практичные и универсальные, но все, что нужно, сам себе уже давно купил. И все равно она умудряется меня удивить! Однажды она в большую красивую коробку упаковала огромное количество разноцветных скрепок, разных полезных канцелярских принадлежностей, сладостей, которые я люблю, прикольных мелких подарочков… Мне это приглянулось! Я утащил клад в свою комнату (даже детям не дал посмотреть!!!) — и с превеликим удовольствием все это хозяйство разбирал и раскладывал. Когда бы я все это себе купил! Ведь ходить по магазинам не особенно люблю: не очень комфортно себя чувствую, когда вокруг начинают шептаться и показывать пальцем. Совсем другое дело за границей… Там, кстати, и отдыхать удается лучше всего. Маруся у нас предпочитает спокойный отдых в теплых странах, и мы чередуем: то пляжи, то катание на лыжах где-нибудь в Альпах.


— А кто в вашей семье более строгий воспитатель: вы или жена?


— Маруся. Может быть, потому что я вижу детей реже, чем она, и основной груз воспитания ложится на ее плечи. А мне кажется, что дети вправе иметь достаточно свободы для развития и самовыражения: должны возиться, беситься, пачкаться, лазить по деревьям, драться подушками… Я и сам в этом с удовольствием участвую. Но жена смотреть на шалости не желает, обычно куда-нибудь уходит, чтобы не расстраиваться и не волноваться за нас.

— Чтобы быть в форме на сцене, я много занимаюсь спортом. Больше всего люблю горные лыжи. Олег Газманов с женой Мариной, дочкой Марианной, сыновьями Филиппом и Родионом
— У вас потрясающая спутница жизни, ради которой стоит держать себя в отменной форме! Как вы считаете, что нужно двоим, чтобы долгие годы сохранять в семье любовь и нежность?


— Cемейные отношения — большой труд. Чтобы они были прочными, нужно много терпения, уважения друг к другу. И только любовь помогает закрывать глаза на какие-то трения, на бытовуху. Конечно, бывают споры, возражения… Но я выработал для себя некоторые правила. Не отвечаю, когда зол. Не обещаю, когда счастлив. Не решаю второпях. Занимаюсь спортом, когда устал…


Долго друг на друга мы с Марусей не обижаемся. Она присылает эсэмэску со смайликами, я пишу что-то в ответ — и она оттаивает…


Когда у меня интересные гастроли, беру жену с собой. Вечерами выступаю. Но днем, если мы, допустим, в Санкт-Петербурге, вместе отправляемся в Эрмитаж, гуляем по городу или его окрестностям. Маруся любит исторические места, архитектурные памятники, картины, красивую природу.


Дома я отдыхаю от того, что делаю праздники людям, — а наши домашние торжества устраивает Марина. У нее к этому прирожденный талант! 


15 июля — когда мы поженились — превратилось у нас в День любви. Мы делаем друг другу подарки и украшаем дерево любви. Оно появилось благодаря случаю. Как-то Маруся заполнила салон моего кабриолета воздушными шариками-сердечками. Когда я поднял крышу машины, они все устремились ввысь, но несколько штук запутались в ветках березы, под которой стояло авто. Мы не стали их снимать и окрестили березу нашим деревом любви. С тех пор в этот день наряжаем его лентами, бантиками и шарами.

— Нашу вторую свадьбу — на Мальдивах — спустя восемь лет после первой тоже придумала Маруся. Было весело и незабываемо. Все прекрасные мгновения запечатлели на видео- и фотокамеры и теперь обожаем их пересматривать
Нашу вторую свадьбу — на Мальдивах — спустя восемь лет после первой тоже придумала Маруся. Было весело и незабываемо. Все прекрасные мгновения запечатлели на видео- и фотокамеры и теперь обожаем их пересматривать. Таких эпизодов накопилось в нашей жизни довольно много — обо всем не расскажешь. В канун двадцатилетия со дня нашего знакомства я подарил любимой авторские права на песню «Единственная». Впрочем, все песни о любви, которые я написал, посвящены моей Марусе.


Я только сейчас начинаю понимать, насколько мы с Мариной разные. И если раньше взаимное притяжение было очень сильным из-за физического влечения и остроты чувств, то теперь я больше ценю ее внутренний мир, ее юмор, ответственность и многое другое. Я стал понимать, что мужчины и женщины — это разные вселенные и не надо друг друга переделывать под себя. Они хотят постоянно слышать признания в любви, а мы думаем, что любящая женщина — та, которой слова не нужны.

 

И не надо ничего говорить —
Ты и так дороже всех на свете.
Клятвы — это просто слова,
А слова — это просто ветер…

 

С возрастом понимаю, что качество моих песен и стихов всегда зависело от остроты чувств и переживаний. А мои чувства и качество жизни всегда зависели от любви. Любви к женщине и окружающему миру.


И я благодарен за любовь моей единственной, моей Марине. Без нее этих строк бы не получилось: «Единственная моя, с ветром обрученная, светом озаренная, светлая моя…»

 

 

Татьяна СЕКРИДОВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото пресс-службы Олега Газманова, из личного архива Олега Газманова 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter