Источник: Знамя юности
Знамя юности

Никаких поблажек. Как в Минском государственном колледже цифровых технологий обучают ребят с инвалидностью

Ол инклюзия

В свои 19 Никита Рубашко хорошо «кодит». В прошлом году парень создал программу для своего учебного заведения – электронную ведомость успеваемости, которая высчитывает средний балл и позволяет «сортировать» учащихся в зависимости от отметок. Недавно ему поступил новый заказ – написать программу для Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. «Она сделает проще процесс заполнения личных дел и будет подсказывать, у кого истекает удостоверение об инвалидности: такая карточка загорится красным». Будет в этом списке и сам Никита – у парня инвалидность по зрению. Что, впрочем, не мешает ему успешно осваивать программирование в Минском государственном колледже цифровых технологий, где уже почти 20 лет дают шанс получить современную и высокооплачиваемую профессию ребятам с особенностями психофизического развития.

Марк Кмита и Максим Комко успели попробовать себя в разных языках программирования: Паскале, Python, JavaScript

Идем на «гукі»

В советские времена профессиональная судьба людей с инвалидностью часто была предрешена: так, незрячие могли получить специальность массажиста или отправиться на завод собирать розетки – третьего варианта практически не существовало. Получить востребованную и в перспективе хорошо оплачиваемую профессию удавалось единицам, тем, у кого хватало знаний и сил отстоять свое право учиться в колледже или вузе.

К счастью, с тех пор ситуация изменилась. В Минске шесть колледжей готовы принимать ребят с особенностями психофизического развития. И Минский государственный колледж цифровых технологий – один из них. Здесь могут получить специальность молодые люди с нарушениями зрения и слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, перечисляет заместитель директора по учебно-производственной работе Светлана Бондарь:


– Они обучаются по специальностям «микроэлектроника», «микро- и наноэлектронные технологии и системы», «программное обеспечение информационных технологий», «фотография» на основе общего базового и общего среднего образования. Ни программа, ни диплом не отличаются от обычных. Разница лишь в условиях, в которых проходят занятия. Ребята обучаются в небольших группах, по 8–10 человек. При этом они постоянно пересекаются с нормотипичными сверстниками в коридорах, в столовой, во время внеклассных мероприятий, на спортивных соревнованиях. А Центр профессиональной и социальной реабилитации, который работает на базе учебного заведения, помогает им лучше включаться в обычную жизнь, чувствовать себя увереннее и самостоятельнее.

Никита Рубашко создал для колледжа электронную ведомость успеваемости

Один из корпусов колледжа – на Кнорина, 14 – отличный пример того, как должно выглядеть безбарьерное пространство. Широкие коридоры и дверные проемы, на стенах – поручни и отбойники, которые позволяют безопасно передвигаться на коляске. Все таблички и схемы продублированы шрифтом Брайля. А еще работает программа «Крокі на гукі». Над важными объектами: входной дверью, лифтами, санузлами – установлены специальные ящички-информаторы, которые можно активировать через бесплатное приложение на смартфоне. Информатор издает звуковой сигнал, на который легко ориентироваться незрячему.

Микроэлектроника на пальцах

Оборудовать здание, где было бы одинаково комфортно и ребятам с особенностями, и их нормотипичным сверстникам, – это только полдела. Не менее важно было создать средства обучения, которые помогали бы усваивать материал незрячим, слабо-слышащим. 18 лет назад, когда колледж только стал набирать учащихся с инвалидностью, таких программ и пособий очень не хватало, но за первые пять лет удалось собрать отличную базу. Преподаватель Елена Тарасова вместе с коллегами создает специальные электронные средства обучения, причем как по обязательным школьным предметам вроде химии и географии, так и по сложным техническим дисциплинам. Все термины и формулы кликабельны – во всплывающих окнах можно прочитать определение, проследить путь выведения формулы и даже сразу, не отходя от кассы, попробовать решить задачу на пройденную тему. Это огромная работа: на каждое пособие уходит примерно год.


Кроме того, преподаватели вместе со студентами-программистами создают для слабослышащих жестовые словари, загружает на ноутбуке необычное пособие Елена Ивановна:

– Рядом с терминами указаны жесты, которыми они обозначаются. Здесь же – короткое видео с объяснением на жестовом языке. Всю информацию дублируем субтитрами, чтобы словарями могли пользоваться и обычные учащиеся. Любой учебник можно записать на флешку и потом изучить дома.

Для глухих и слабослышащих на занятиях работает переводчик жестового языка. Один из таких специалистов – Ирина Потапчик.

– Мне уже тоже можно выдавать диплом колледжа, – шутит Ирина Геннадьевна, которая за 17 лет не раз прошла всю учебную программу.

Как показывать жестами такие сложные понятия, как, например, «микроэлектроника»?

В лаборатории все рабочие места оснащены QR-кодами, которые открывают видео с субтитрами для глухих и слабослышащих ребят

– Когда мы только знакомимся с термином, сначала показываю его дактилем – по буквам. Затем нахожу подходящий жест. Например, понятие «микроэлектроника» делю на два: «микро, маленький» и «электроника», – педагог сначала складывает руки домиком, а затем рисует в воздухе прямоугольник, похожий на плату.

Кроме того, Ирина Геннадьевна курирует две группы слабослышащих ребят – второкурсников-микроэлектронщиков и начинающих программистов, которые приступили к обучению в сентябре. Марк Кмита и Максим Комко – из числа последних. Оба пришли в колледж с хорошими баллами и легко выдержали конкурс аттестатов. Еще до поступления Максим и Марк окончили курсы и уже имеют неплохое представление о разных языках программирования: Паскале, Python, JavaScript.

– Создавать сайты мне неинтересно, – признается Марк через переводчика. – Я хочу писать программы, а после колледжа планирую поступать в БГУИР.


И у него есть на это все шансы. В колледже приводят много примеров, когда выпускники не останавливались на достигнутом и шли в вуз. Причем даже не всегда по профилю, рассказывает преподаватель Александр Северин:

– В прошлом году незрячая выпускница, получив диплом программиста, продолжила обучение в Минском государственном лингвистическом университете. Она поняла, что программирование – это не ее. Зато в колледже девушка научилась виртуозно управляться с компьютером, что, безусловно, облегчит ей учебу в сложном языковом вузе.

Никаких поблажек

Александр Северин, преподаватель программирования, достоин отдельных строк. Сам он тотально незрячий, что не помешало ему получить сначала среднее специальное образование, а затем два высших. Александр никогда не делал скидок для учеников с инвалидностью, а в его классе принципиально нет клавиатур со шрифтом Брайля. Преподаватель стремится к тому, чтобы выпускники колледжа были максимально независимыми и не требовали для себя особых условий:

– Если претендент на вакансию начнет просить у потенциального работодателя специальную клавиатуру или принтер, печатающий по Брайлю (а такая «машина», на минуточку, стоит около 20 тысяч долларов), ему с порога скажут: «До свидания!» Единственное, что нам действительно необходимо, – это флешка с программой, которая озвучивает каждое действие пользователя ПК.


К слову, колледж не просто готовит специалистов – он обеспечивает всех первым рабочим местом вне зависимости от того, есть у них инвалидность или нет, обращает внимание заместитель директора Светлана Бондарь:

– Например, микроэлектронщиков хорошо разбирают «Атлант», «Интеграл» и его филиал – завод «Транзистор». На программистов есть запрос у школ, гимназий, частных компаний. Для выпускников с инвалидностью предусмотрен двухлетний патронат: следим за тем, справляются ли они с заданиями, сумели ли найти общий язык с коллегами. И нам всегда радостно слышать от нанимателей, что наши ребята хорошо работают и уверенно чувствуют себя в коллективе, несмотря ни на какие особенности.

krupenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter